Нацбанк не может решить проблему импортеров топлива - СМИ
Национальный банк признал, что не может самостоятельно решить проблему импортеров топлива, которым запрещено покупать на межбанке иностранную валюту для осуществления предоплаты.
Об этом пишет Finclub.
Как пишет издание, такое право компании, которые ввозят в Украину товары "критического импорта", потеряли еще 1 января 2016 года.
"Мы заранее направили письмо в Министерство экономического развития и торговли, это было еще в декабре 2015-го, когда поняли, что больше не будет с начала года критического импорта. К сожалению, НБУ не может назвать что-то критическим, а что-то некритичным. И мы предложили МЭРТ подтвердить то же письмо, которым мы руководствовались при определении критического импорта", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Однако решить проблему даже за месяц не удалось.
"К сожалению, МЭРТ нам ответило, что они не будут этим заниматься. После этого мы послали письмо премьер-министру, и он дал распоряжение подписать это "критическое письмо". Мы знаем, что такое критический импорт, мы знаем даже, что в него входит, но, к сожалению, это не полномочия НБУ. Если бы это было в наших силах, мы бы сделали это еще 1 января, потому что нам это тоже понятно", – пояснила глава НБУ.
НБУ постановлением № 124 усложнил авансовую оплату импорта на сумму больше 50 тыс долларов – такие операции могут осуществляться только с помощью аккредитива. Ограничения не касались ввоза "жизненно необходимых товаров".
Согласно закону № 73-VIII, это нефть, газ, топливо для АЭС, электроэнергия, уголь, бензин, мазут, дизтопливо, медпрепараты для онкобольных и лекарства, освобожденные от НДС, часть товарных групп, ввозимых без пошлин.
Этот закон вводил на 2015 год дополнительный импортный сбор в размере 5% и 10% на товары, ввозимые в Украину.
Но сбор не взимался с жизненно необходимых товаров. Впрочем, с 1 января 2016-го закон утратил силу.
Как пишет издание, поэтому в начале года топливные компании столкнулись с невозможностью купить валюту для авансовых расчетов.
Проблема импортеров топлива заключалась также в том, что, согласно требованиям НБУ, аккредитив должен быть только от высококлассных банков, говорится в материале.
"Это требование практически исключает схемные операции и махинации с топливом. Зная состояние топливного рынка Украины, понятно, что многим трейдерам придется уйти с рынка, поскольку закрывается канал фиктивного и полулегального импорта", - говорит старший аналитик ИК Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери.
Также, эксперты отметили, что весной эта проблема может стать еще более критической.