Выполнение бюджета будет ухудшаться
Выполнение бюджета в начале года сигнализирует о больших рисках для украинской экономики.
Такое мнение высказала эксперт по вопросам финансовой политики Института общественных исследований Антонина Дешко.
Она отмечает, что озвученный Минфином уровень дефицита госбюджета за первые два месяца 2015 году объем 8,7 млрд гривен существенно выше соответствующего показателя прошлых лет.
Для сравнения - за январь-февраль 2014 дефицит госбюджета составил 5,3 млрд гривен, в 2013 году - 2,3 млрд гривен. За соответствующие периоды 2012 и 2011 годов в Украине вообще наблюдался профицит - 4,7 и 4,1 млрд гривен.
"Минфин заявляет о перевыполнении бюджета по сравнению с двумя месяцами прошлого года. Но не следует забывать, что на это значительное влияние имел пересмотр механизмов и ставок взимания налогов и сборов, внедрение новых поступлений. К тому же влияние на рост последних имеет так называемый инфляционный налог, который был заложен при расчете показателей бюджета ", - отметила она.
Дешко обращает внимание, что увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц в сводный бюджет изменился совсем незначительно, если вычесть военный сбор и налог на проценты по депозитам - почти 2,5 млрд гривен.
С учетом этого, отмечает эксперт, показатель составляет 10,6 млрд гривен по сравнению с 10,4 млрд гривен в январе-феврале прошлого года.
"Налог на прибыль предприятий вообще упал на 2,3 млрд гривен. И есть риск, что такая тенденция, без обеспечения стимулирования экономики, без проведения соответствующих экономических реформ, может продолжиться", - добавила она.
Эксперт также отмечает, что дополнительные расходы из бюджета были сформированы за счет роста расходов на обслуживание государственного долга – 11,9 млрд гривен по сравнению с 5,6 млрд гривен в аналогичном периоде прошлого года.
Кроме этого, выросли расходы на оборону – 4,1 млрд гривен, на межбюджетные трансферты – 23,5 млрд гривен по сравнению с 18,8 млрд гривен.
Вместе с тем Дешко замечает, что продолжается бессистемный выпуск ОВГЗ для пополнения уставных капиталов госпредприятий, в первую очередь, НАК "Нафтогаз Украины".
Это попытка скрытым образом профинансировать его дефицит в конечном итоге негативно отражается на показателях государственного бюджета и государственного долга, говорит эксперт.