Минобороны закупает устаревший импортный хлам - СМИ
Бурную деятельность для поиска того, что можно с выгодой "впарить" Минобороны, за рубежом развернули украинские спецэкспортеры, которые взялись активно отрабатывать схемы поставок импорта вооружений и военной техники.
Об этом в статье для DT.UA пишет Дмитрий Менделеев.
Как пишет автор, в 2015 году сохранится тенденция уменьшения возможностей отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса по удовлетворению потребностей вооруженных сил в современной военной технике.
Прежде всего, это вызвано разбалансированностью структуры оборонно-промышленного комплекса, наличием на предприятиях оборудования, которое не используется на полную мощность, старением основных фондов, критическим финансово-экономическим состоянием ОПК, нехваткой квалифицированных кадров.
Кроме того, правительство продолжило порочную практику своих предшественников по формированию оборонного заказа не от конкретных потребностей вооруженных сил, а от финансового ресурса, предусмотренного Минфином на эти цели в госбюджете.
"Структура оборонного заказа позволяет говорить о том, что процесс перевооружения армии на повестке дня ни у правительства, ни у оборонного ведомства не стоит. Об этом можно судить по тому, что Минобороны и Нацгвардия включили в перечень вооружений, которые они закупают, образцы, которые давно перешли в разряд лишнего военного имущества и были предназначены для продажи иностранным покупателям. Например, танки Т-72. Но наиболее отвратительно то, что в оборонном заказе нет и малейшего намека на то, что хотя бы одна стратегическая задача решалась с учетом опыта боевых действий на востоке страны. Никто даже не думает о налаживании массового производства систем высокоточного оружия", - пишет автор.
Бурную деятельность для поиска того, что можно с выгодой "впарить" Минобороны, за рубежом развернули и украинские спецэкспортеры, которые взялись активно отрабатывать схемы поставок импорта вооружений и военной техники.
А учитывая то, что иностранцы не готовы поставлять современные вооружения, наши поставщики не оставили без внимания и давно отработанный армейский хлам.
Как пишет автор, вряд ли кто-то сможет обосновать необходимость и целесообразность закупки, например, английских бронетранспортеров SAXSON, которые не соответствуют тактико-техническому заданию для нужд Вооруженных сил Украины, утвержденном министром обороны в апреле прошлого года.
Эти бронетранспортеры по своим характеристикам существенно уступают даже бронетранспортерам советского производства, которые есть в армии в большом количестве, поэтому является сейчас лишним военным имуществом", - говорится в статье.
По решению правительства общий объем госзаказа был увеличен почти вдвое, и он достиг почти 2 млрд грн. Из этой суммы почти 330 млн ушло в качестве предоплаты за продукцию, которой до сих пор не поставили на упомянутое ГП "Укринмаш" во главе с Омельянчуком. При этом по некоторым позициям ее своевременная поставка вызывает большие сомнения.
Источники в Минобороны сообщают, что дебиторская задолженность предприятий по поставкам вооружений на сегодня составляет почти 1,4 млрд грн.
Аналогичные цифры фигурировали и на совещании в КМУ в прошлую пятницу.
Несмотря на освобождение от налогообложения импорта вооружений, стоимость закупки импортных образцов существенно возросла.
Так, стоимость радиолокационной станции контрбатарейной борьбы AN/TPQ-49, которую обязалось поставить ГП "Укринмаш", выросла с 9,7 млн до 12,6 млн грн за изделие.
При этом следует заметить, что цена аналогичных станций AN/TPQ-48, безвозмездно переданных Украиной как техническая помощь, составляет 118 тыс. долл. США, что даже по коммерческому курсу на тот момент равнялось лишь 2,4 млн грн.
"В государственном бюджете появилась новая лазейка для незаконных доходов дельцов оружейного бизнеса, которые ранее зарабатывали на экспорте оружия, а теперь с особым рвением - на импорте. Только в нашем случае они крадут деньги налогоплательщиков", - отмечает Менделеев.
Ноу-хау оборонного заказа 2015 является предусмотренные в сумме почти 100 млн грн ассигнования на компенсацию импортерам рост курса валюты по контрактам 2014, по которым проведено 100-процентную предоплату.
Из этой суммы 9,25 млн грн выделено на компенсацию валютного курса именно для ГП "Укринмаш". И это при том, что все закупки заранее проавансировали из госбюджета.
Этих денег вполне могло хватить на закупку ряда образцов отечественного производства. Кстати, и на завершение модернизации вертолета Ми-24 вполне бы хватило. В то же время в государственном оборонном заказе 2015 нашли отражение позиции, достаточно спорные с точки зрения технической и военной целесообразности и вполне нелогичные с точки зрения военно-технической политики.
Вряд ли кто-то сможет объяснить, зачем Минобороны собирается закупать танки Т-72 различных модификаций, которые не стоят на вооружении украинской армии? Для их жизнедеятельности нужно создавать новую структуру обслуживания и ремонта.
Аналогично выглядит закупка специальных машин на базе БТР-ЗЕ, которые не соответствуют тактико-техническому заданию на бронетранспортеры для нужд Вооруженных сил Украины.
При этом закупают аналогичные по назначению специальные машины на базе БТР-4Е. Стоит вспомнить в этой связи и закупку SAXSON, БТР-70ДИ, бронемашин "Дозор", IVECO в дополнение к уже имеющимся в вооруженных силах БТР-70, БТР-70-В1, БТР-80.