Украине нужна система гарантирования вкладов местных советов
Бюджетная децентрализация не будет работать, пока в Украине не появится система гарантирования вкладов органов местного самоуправления.
Такое мнение высказал глава наблюдательного совета ПАО "Укринбанк" Владимир Клименко, комментируя соответствующий раздел Коалиционного соглашения о бюджетной либерализации для регионов.
Согласно документу, члены коалиции обязались предоставить право органам местного самоуправления обслуживать спецфонд (собственные заработки) местных бюджетов в коммерческих банках, избранных по открытым процедурам закупок.
Кроме того, предполагается упростить доступ местных советов к кредитам на развитие и расширить перечень субъектов, имеющих право на получение внешних займов.
По словам Клименко, на сегодняшний день система казначейского обслуживания местных советов достаточно зарегулирована.
"Все средства местных бюджетов – независимо от того, это трансферы из центрального бюджета или же местные налоги, деньги от продажи земельных участков или собственности – сейчас находятся на счету в Госказначействе. Фактически правительство может ими пользоваться как беспроцентным кредитом, а когда денег в центральной казне нет, регионам не хватает на строительство дорог и больниц", - отмечает банкир.
Он утверждает, что в таком случае перевод в коммерческие банки бюджета развития позволил бы местным советам свободнее распоряжаться заработанным.
Впрочем, по его словам, существует риск, что нововведение может оказаться половинчатым.
"Летом правительство уже пыталось провести законопроект, согласно которому не только местным советам, но и всем бюджетным учреждениям позволялось зачислять собственные заработанные деньги на коммерческие счета. Однако предполагалось, что в таком случае она теряла бы статус бюджетного учреждения (включая статус неприбыльности), а кассовые разрывы из казначейства не покрывались бы", - напоминает Клименко.
"Такие условия фактически вынуждают оставаться на обслуживании в казначействе", - подчёркивает банкир.
По его словам, особые требования выдвигались и банкам, которые могли участвовать в обслуживании местных советов и бюджетных учреждений. В частности, банк должен был бы иметь капитал не менее 10 млрд грн, либо быть на 75% государственным, либо иметь размер активов или пассивов в размере не менее 2% от системы.
"Естественно, это жесткие ограничения, которые дают возможность работать с этим сегментом буквально 10-15 банкам. Однако они не обезопасят от "сгорания" средств местных советов в случае введения в такой банк временной администрации", - считает банкир.
"Как показывает практика мелких региональных банков, выведенных с рынка в течение этого года, депозиты горсоветам никто возвращать не спешит. Хотя здесь речь идет не о риске юрлица, а о сохранности средств местной громады", - отмечает он.
По мнению эксперта, выходом из ситуации могло бы стать создание отдельного фонда для гарантирования вкладов и счетов местных бюджетов и бюджетных организаций, либо расширение за счет них перечня вкладов, гарантируемых Фондом гарантирования вкладов физлиц.
"Только в случае обеспечения таких гарантий можно говорить о полноценной бюджетной децентрализации", - резюмировал глава набсовета "Укринбанка".