В госзакупки протягивают "схемы" через электронные торги
Проект закона по внедрению электронных торгов №4499 содержит ряд рисковых положений, которые могут иметь следствием рост коррупционных явлений в сфере закупок и способствовать непрозрачности этих процедур.
Такое мнение высказала старший юрист Центра противодействия коррупции Елена Щербан.
По ее словам, проект предусматривает возможность осуществления электронных закупок с постепенным переходом с января 2016 года исключительно на систему электронных торгов. К январю 2016 года электронные торги будут обязательными только на те виды товаров, работ и услуг, перечень которых утвердит Кабмин.
"Предложение о предоставлении права именно Кабинету Министров определять перечень товаров, работ и услуг, закупка которых потребует обязательного применения заказчиком создает непрозрачный механизм по выбору процедуры закупки. Ведь неопределенность в Законе этого перечня товаров, работ и услуг и критериев его формирования может привести к его постоянному изменению", - считает эксперт.
Также, согласно части 4 статьи 19-1 Проекта - КМУ может установить условия проведения процедуры электронных закупок, в порядке ином, чем предусмотрено Законом "Об осуществлении государственных закупок".
"В то же время такое положение противоречит части 2 статьи 2 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок", условия, порядок и процедуры закупок товаров, работ и услуг могут устанавливаться или изменяться исключительно этим Законом, кроме случаев, предусмотренных этим Законом. Изменение положений настоящего Закона может осуществляться исключительно путем внесения изменений в данный Закон", - заявляет Щербань.
Она также отметила, что утверждение порядка, особенностей и сроков осуществления электронных торгов может привести к частой смене таких процедур, их непрозрачности. Принятие законопроекта в таком виде не даст ответов на вопрос, будут ли соответствующие порядки осуществления торгов иметь потенциальные коррупционные риски.
"Также, законопроект дает возможность заказчику изменять проект договора, предусмотренный документацией конкурсных торгов по предложению участника закупки. При этом заказчик не ограничен по условиям договора, которые должны оставаться неизменными, это решает сам заказчик", - считает Щербань.
"Непонятно в каких пределах участники могут предлагать свои предложения по изменению условий договора и критерии их оценки. Это может способствовать злоупотреблениям, например предоставлению неправомерных преимуществ отдельным участникам торгов, изменению условий договора в невыгодную для заказчика и государства сторону", - подытожила эксперт.