Украинские магазины отказываются от российских товаров
В середине августа Верховная рада Украины приняла рамочный законопроект, который позволит ей ввести более 20 видов санкций против "главного торгового партнера" - России.
Об этом пишет газета "Коммерсант".
Как отмечает издание, Украина сможет блокировать активы физлиц, отозвать лицензии у компаний и банков, ограничивать транзит российского газа в Европу.
Составлен, но пока не обнародован список из 172 физических и 65 юридических лиц, в отношении которых будут введены санкции. Остановка транзита газа или импорта российского топлива со стороны Украины один из экспертов в беседе с корреспондентом издания сравнил с выстрелом себе в ногу. Но вот российский бизнес, который не имеет стратегического значения для Украины, может пострадать.
По данным Infoline, в физическом выражении объемы продаж в продуктовом ритейле в Украине упали всего на 1% (в денежном выражении падение в основном из-за девальвации).
При этом, по данным УАПТС, падение продаж российских товаров с начале 2014 года составило от 25% до 40%.
"Мы отказались от многих российских товаров в связи с отсутствием спроса, - комментирует Елена Разумова, представитель "Ритейл Групп" (магазины "Велика Кишеня", "Велмарт", "Альта-центр", "Экватор"). - Если раньше покупатель не обращал внимания на производителя, то сегодня ситуация обратная: потребитель максимально и добровольно поддерживает отечественного производителя. Российские товары просто перестали покупать".
Отличить российские товары в супермаркетах Украины очень просто: в соответствии с законодательством, торговые сети обязаны маркировать страну-производителя, добавляет представитель ГК "Евротэк" Елена Обуховская. Поэтому в украинских супермаркетах на ценниках, как правило, размещен флаг страны-производителя.
Другие торговые сети также начали выводить из ассортимента российские товары. Мелкие ритейлеры действовали более радикально: например, торговые сети Ивано-Франковска, которые обладают магазинами "Плюс", "Славянка" и "Тростянецкий", заявили, что полностью исключили российские товары из своего ассортимента.
"Аналогично поступили и отдельные продуктовые магазины в Житомире", - сообщает УАПТС.
Волынский ритейлер "Наш край", управляющий более чем 100 магазинами, сообщил о сокращении линейки российской продукции за счет алкоголя, чая, сопутствующих товаров, бытовой химии и молокопродуктов.
По русской одежды и обувных ритейлеров и заведений общественного питания в Украине есть доля негатива, но меньше, чем в случае с продуктами. Это можно объяснить просто: свою принадлежность к России флагами на ценниках никто не афиширует. Хотя в начале 2014 года в интернете появился список "Знай ненаших" - перечень российских брендов, работающих на Украине, от которых потребителям лучше отказаться.
У него включили "Иль Патио", "Якитория", "Шоколадница", "Кофе Хауз", Incity, Ostin, Love Republic, Carlo Pazolini. Часть этих компаний, например Carlo Pazolini, относят себя к международным, но были созданы в России. Рестораторы этот список характеризуют как студенческое развлечение.
"Наш франчайзи рассказывал, что заходили студенты, ложились на пол в знак протеста, но все довольно мирно и безобидно", - объясняет владелец "Евразии Холдинг" Алексей Фурсов.