Продажи новых авто в Украине могут снизиться до пятилетнего минимума
Нестабильная обстановка в стране и рост курса доллара обваливают украинский авторынок, который является одним из самых чутких индикаторов потребительских настроений граждан.
Об этом в своей статье для ZN.UAпишет экономист Андрей Блинов.
В последний раз обвал продаж новых автомобилей в Украине фиксировался в 2009 г., когда разразился экономический кризис.
Новых моделей было продано на 74% меньше, нежели годом ранее. После этого рынок немного подрос, и в стране стало продаваться 200-220 тыс. новых авто в год (до кризиса 2008-го парк пополнялся ежегодно на 500–600 тыс. автомобилей).
Проведенный опрос дилеров автомобильных компаний показал, что в среднем операторы ожидают падения рынка в этом году на 40% - до 120 тыс. авто. Причем это с учетом тех маркетинговых ходов, которые предприняли продавцы.
По данным информационно-аналитической службы AUTO-Consulting, в первом квартале 2014 г. продажи новых легковых автомобилей в Украине упали на 16,4%.
Следует понимать, что столь неглубокое падение получилось за счет активных продаж в январе-феврале, когда курс доллара только начинал расти. В марте продажи уже рухнули на 51%, а в апреле-мае тенденция на фоне дальнейшего ослабления национальной валюты, аннексии Крыма и войны на Востоке только усугубилась.
Дошло до того, что компании-дилеры марок Renault и Skoda в период стремительного обвала национальной валюты даже заявляли о приостановке продаж конечным потребителям в связи с невозможностью зафиксировать цены в национальной валюте.
Как отмечает экономист, если значение крымского рынка в общеукраинских масштабах невелико (около 3% продаж), то рынок Донбасса - емкий.
В Донецкой и Луганской областях покупается каждый пятый автомобиль в Украине. А вместе с Одесской, Харьковской и Днепропетровской областями - это уже свыше 40% рынка.
Единственный сегмент, где продажи в первом квартале нынешнего года выросли (на 22,7%), - это бюджетные авто стоимостью до 6,5 тысяч евро (около 100 тысяч гривен).
На авторынке люди покупают новые машины преимущественно за счет своих сбережений - и они покупают ту, на которую смогли накопить.
До кризиса наиболее ходовыми моделями были автомобили стоимостью 10-15 тыс. евро. Или 100-160 тыс. грн по старому курсу.
По нынешнему курсу это 6-10 тыс. евро, и неудивительно, что основной спрос сейчас находится именно в этой ценовой категории.