Украинский бизнес страдает от рецессии экономики и политического кризиса
Трехмесячный политический кризис усугубил проблемы в экономике Украины: от снижения инвестиций до покупательского спроса.
Об этом пишет "Коммерсант-Украина".
Политический кризис в Украине, который дестабилизирует страну уже больше трех месяцев, оказал отрицательное влияние на экономику. И это притом, что до этого экономика почти полтора года находилась в состоянии рецессии.
В результате с декабря страна неспособна функционировать без многомиллиардной внешней финансовой поддержки, пишет издание.
По оценке и. о. министра финансов Юрия Колобова, в ближайшие два года Украине понадобится плановый объем макрофинансовой помощи в размере 35 млрд долларов.
При этом получение первого транша кредитной поддержки необходимо стране уже в течение ближайших недель. На текущий момент ЕС при поддержке МВФ уже начал обещать Украине 20 млрд евро.
Статистические данные показывают, что экономика Украины уже начала возвращаться в состояние рецессии.
Если реальный ВВП в IV квартале прошлого года вырос на 3,7% из-за хорошего урожая зерновых и увеличения производства в металлургии на фоне ожидания восстановления мирового спроса, то уже в январе стало понятно, что ВВП вновь начнет сокращаться.
Темпы падения промышленного производства в январе ускорились до 5% после 0,5% в декабре. Однако настоящие потрясения для экономики еще впереди.
Снижение макропрогнозов не только подтверждает сложную выполнимость госбюджета-2014 по доходам и, как следствие, по расходам, но и, скорее всего, побудит бизнес снизить свои инвестиционные расходы.
Только за 2013 год капитальные инвестиции в Украине сократились на 11,1% (всего вложено 247,9 млрд гривен), тогда как годом ранее они увеличились на 8,5%.
Конфликтная политическая ситуация повлияла и на поведение потребителей. Индекс потребительских настроений, рассчитываемый исследовательской компанией GfK Ukraine, по итогам января показал наихудший показатель с апреля 2011 года.
Именно колебания потребительского спроса стали основной проблемой, с которой столкнулись предприятия.
Как пишет издание, противоположная ситуация наблюдается на рынке промышленных товаров.
"Люди покупали в основном продукты питания, тогда как спрос на одежду и обувь упал на 7-10%. Сейчас мы ожидаем улучшения ситуации, но в связи с проблемами с выплатой зарплат и пенсий непонятно, когда же именно будет это улучшение", - рассказала председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Валентина Изовит. Еще хуже оказался спрос на брендовые вещи.
"В целом по стране спрос упал на 15-20%. Панический спрос на отдельные виды продуктов питания повлиял на снижение интереса на непродовольственные товары - деньги перетекли из одного кармана в другой", - отмечает владелец сети Zeebra (сеть магазинов Butlers, SIX, IAM, Glossip) Дмитрий Ермоленко.
По его словам, в случае быстрого разрешения политического кризиса интерес украинцев к покупкам может вырасти.
"Хотя из-за девальвации гривны выйти на прошлогодний уровень наверняка не удастся", - уточняет он.
В реальном секторе экономики на работу компаний больше всего повлиял даже не политический кризис, а вызванные им финансово-валютный кризис и снижение ликвидности.
Самыми болезненными для компаний стали ограничения по проведению валютных платежей, введенные НБУ для удержания курса гривны: покупка валюты на шестой операционный день после резервирования гривны на спецсчете.
Бизнес также отрицательно оценил невозможность в течение дня пользоваться зачисленными на счет деньгами.
Смена власти в стране воспринимается бизнесом как шанс изменить модель взаимодействия с государством.
Как сообщается, ситуацию может улучшить подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом, включающее создание зоны свободной торговли.