На развитие регионов тратится лишь 3% доходов местных бюджетов

Суббота, 22 июня 2013, 11:06

В 2012 году общий объем доходов местных бюджетов достиг 225,3 млрд гривен, при этом поступления бюджетов развития составили лишь 7 млрд гривен, или 3,1%.

Об этом пишет в своей статье для ZN.UA экономический обозреватель Юрий Сколотяный.

В перерасчете на одного жителя получается всего около 150 гривен. Для сравнения: в соседней Польше этот показатель выше в 37 раз, в Литве - в 30 раз, пишет автор.

Как сообщается, наиболее весомыми источниками бюджетов развития (без учета трансфертов и средств, передающихся из другой части бюджета) в Украине в прошлом году стали единый налог (4,8 млрд гривен, или около 68,6% от общей суммы), поступления от продажи земли (987 млн, 14,1%), отчуждения имущества (753 млн, 10,7%) и паевого участия (474 млн, 6,8%).

В распоряжении издания оказались данные о доходах бюджетов развития украинских областных центров (без учета трансфертов из госбюджета).

"Информация собрана на основании решений городских советов, обнародованных официально. Обращает на себя внимание следующий факт: при сравнении показателей в перерасчете на душу населения первое место занимает не столица (где стоимость земли и недвижимости, как и количество предпринимателей явно выше, чем в регионах) и даже не "продвинутые" Харьков и Одесса, а Черкассы", - говорится в статье.

В показателях 2012 года поступления бюджета развития в перерасчете на каждого жителя Черкасс составили 686 гривен, тогда как в Одессе - 546, Киеве - 529, Харькове - 420 гривен.

Любопытно, что самым низким этот показатель оказался в Донецке - всего 79 гривен на каждого горожанина. (Впрочем, фактические расходы бюджета развития в столице Донбасса благодаря трансфертам из центрального госбюджета, а также произведенным в конце года уточнениям и перебрасываниям из общего фонда составили в прошлом году 635 гривен), пишет автор.

Эксперт Ассоциации городов по вопросам бюджетной политики Александр Слобожан  отметил, что объем бюджета развития местного бюджета является одним из показателей для оценки качества жизни в территориальных общинах.

"Ведь расходы бюджета развития направляются не на проедание, а на расширенное воспроизводство, выполнение инвестиционных программ (проектов), строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и ЖКХ, развитие дорожного хозяйства и т.д.",  - заявил эксперт.

"Львиную долю поступлений бюджета развития на сегодняшний день составляют средства от уплаты единого налога (4,8 млрд гривен за 2012 г.). Значит, если в населенном пункте созданы комфортные условия для субъектов хозяйствования, находящихся на так называемой упрощенной системе налогообложения, то соответствующий местный бюджет получает больше средств именно на расширенное воспроизводство. От этого выигрывают все члены территориальной общины", - добавил Слобожан.