Украина теряет транзитный потенциал
Попытки "Укрзалізниці" остановить падение транзитных железнодорожных грузоперевозок не увенчались успехом.
В 2012 году транзит составлял лишь 40% от потенциала железных дорог страны, пишет "Коммерсант-Украина".
В "Укрзалізниці" сообщили, что в 2012 году транзит грузов в стране снизился на 17,9%, до 41,9 млн тонн.
В частности, по словам заместителя министра инфраструктуры Дмитрия Демидовича, это касается угля, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений.
В результате перевалка транзитных грузов в портах сократилась на 6 млн тонн, до 33,8 млн тонн.
Наибольшее падение объемов перевалки транзитных грузов произошло в морских торговых портах "Одесса" и "Южный".
Начальник порта "Южный" Юрий Васьков пояснил, что падение транзита через порт обусловлена в первую очередь снижением более чем на 3 млн тонн объема поставок казахской нефти, которая до сих пор экспортировалась через Украину, а теперь переваливается в российском порту "Тамань".
"Перевод грузов в российские порты является нашей основной проблемой", - отметил Васьков.
Даже незначительное сокращение объемов российских грузов, которые составляют около 70% всего объема транзита по украинской территории, сразу отражается на показателях, а РФ целенаправленно исключает Украину из транзитных потоков.
Глава института проблем естественных монополий Юрий Саакян напомнил, что стратегия развития морской портовой инфраструктуры России направлена на увеличение перевалки грузов через российские порты.
К 2020 году их объем должен вырасти на 84%, до 985 млн тонн в год.
"Почти все грузы российского происхождения, которые перегружаются в портах стран Балтии, Скандинавии и Украине, планируется переориентировать на порты РФ", - сказал он.
В пресс-службе "Укрзалізниці" сообщили, что, поскольку транзит является для администрации высокодоходным бизнесом, причины падения стали темой специального совещания железнодорожников, портовиков, контролирующих органов, грузоотправителей, операторов и руководства Мининфраструктуры.
Заместитель гендиректора "Укрзалізниці" Петр Науменко считает, что привлечь дополнительные транзитные грузы можно за счет сокращения их задержек на пограничных станциях под предлогом всевозможных проверок и сроков выдачи разрешительных документов.