Украинская правда

В Узбекистане заметно снизился "черный" курс доллара

25 августа 2012, 16:40

Власти Узбекистана выставили на продажу автомобили местного производства за национальную валюту, тогда как ранее они продавались за иностранную валюту и были в остром дефиците.

Это привело к падению так называемого "черного" курса доллара, сообщает портал "Дело".

В Узбекистане существуют три курса по обмену иностранной валюты на национальную (сум).

Курс Центрального банка страны в настоящее время составляет чуть более 1900 сумов за один доллар.

Так называемый "базарный" или "черный курс" несколько дней назад составлял около 2860-2870 сумов за доллар.

Жители Узбекистана, узнав о продажах автомобилей за местную валюту, ринулись продавать доллары на "черном рынке". В результате "черный" курс упал до 2650-2670 сумов за доллар.

Гражданин Узбекистана может купить иностранную валюту по курсу ЦБ при выезде за рубеж и в размере 2 тыс. долларов на человека за период в три месяца. В других случаях валюту по официальному курсу приобрести невозможно.

Существует также и биржевой курс доллара, который составляет около 3200 сумов за доллар. Им пользуются импортеры товаров, однако валюта на бирже также имеется в ограниченном количестве.

Автомобильный рынок Узбекистана является весьма зарегулированным. Ранее для приобретения жителем Узбекистана автомобиля местного производства - на предприятии GM Uzbekistan - необходимо было внести предоплату в размере 85% от стоимости автомобиля в иностранной валюте и после этого ждать его получения от полугода до девяти месяцев.

При этом, если государство повышает цены на автомобили, что периодически и происходит, внесший предоплату гражданин вынужден доплачивать образовавшуюся разницу.

Рядовому гражданину Узбекистана невозможно приобрести автомобиль, изготовленный в странах дальнего зарубежья, - из-за высоких таможенных платежей, которые достигают 100% от стоимости машины.

Также дорого обходятся и автомобили, произведенные в странах СНГ.

Ввиду того, что СНГ является беспошлинной зоной, узбекские власти не облагают такие автомобили таможенной пошлиной, однако с их стоимости взимается акциз в размере 5% и НДС в размере 20%.