Каналы получили "ценные" указания на дешевую агитацию?
Предстоящие парламентские выборы могут стать наименее прибыльными для телеканалов за последние несколько лет.
Объявленные ими в официальных государственных печатных органах цены на предвыборную агитацию оказались в несколько раз ниже, чем на предыдущих выборах, пишет газета "Коммерсант-Украина".
Это оказалось тем более удивительно, поскольку цены на политическую агитацию регулируются государством.
Так, по закону среднесуточная цена одной секунды политагитации должна соответствовать средней коммерческой цене на канале за три квартала предшествующего выборам года, напоминает управляющий партнер юридической фирмы Urimex Юрий Крайняк, которого цитирует издание.
Однако во время предыдущих выборов каналы смогли значительно завысить цены, объясняют участники рынка.
"За три года они падали только на отдельных каналах, и то не в таких масштабах. Значит, прошлые расчеты были некорректными", - говорит руководитель отдела продаж одного из телеканалов.
Причиной снижения цен участники рынка называют политическое давление на каналы со стороны Партии регионов.
"В формировании цен на политическую агитацию всегда принимает участие правящая партия. Раньше ей было выгодно, чтобы цены были высокими - это позволяло отсеять небольших конкурентов, не имеющих значительных медиабюджетов, но требовало больших затрат от самой партии", - рассказывает директор рекламного агентства, занимающегося политической рекламой.
Однако в будущих выборах почти не будет партий, которых можно было бы отсеять подобным образом - оппозиция объединилась, и ее бюджет вырос, отмечает собеседник "издания.
"При этом Партии регионов не хочется напрасно раздувать свой бюджет, поэтому от каналов потребовали снизить цены", - отмечает руководитель отдела продаж другого телеканала.
В то же время, заместитель главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации, депутат Рады от ПР Елена Бондаренко утверждает: "Партия регионов никакого отношения к хозяйственной деятельности каналов иметь не может - наоборот, это они могли сговориться, как на прошлых выборах".
"На прошлых выборах цены на рекламу были настолько высокими, что ряд политических сил отказывался от ее размещения. Возможно, в этот раз каналы одумались и решили заработать свои деньги не за счет цены, а за счет объема размещения", - считает она.
Впрочем, нынешние цены также выше коммерческих, отмечают участники рынка.
"Просчитать, сколько на самом деле стоила реклама на том или ином канале, с учетом всех скидок, предоставляемых клиентам, для госорганов почти невозможно, поэтому абсолютный контроль над ценами они не способны установить", - соглашается руководитель другого канала.
К тому же среднюю цену за секунду почти все каналы снизили за счет ночного времени (с 1.00 до 6.00-7.00) - стоимость размещения в это время на всех каналах равна 1-1,2 гривны за секунду.
"Средняя цена за сутки должна быть коммерческой, но ночные и утренние слоты покупать почти бесполезно - обычно покупают только прайм-тайм по самой высокой цене", - рассказывает менеджер одного из каналов.
Как менялись расценки на телевизионную предвыборную агитацию, тыс. гривен:
"Интер" | "Студия 1+1" | "Украина" | СТБ | ICTV | "Новый" | |
Парламентские выборы 2012 год | 0,17-1,12 | 0,05-0,2 | 0,15-0,24 | 0,05-0,77 | 0,037-0,73 | 0,005-0,24 |
Президентские выборы 2009 год | 0,07-2,7 | 0,24-1,67 | 0,27-0,4 | 0,095-5 | 1,2-5,3 | 0,07-3,5 |
Парламентские выборы 2008 год | 0,05-7,9 | 0,7-10,5 | 0,1-0,37 | 0,043-1,6 | 0,064-1,7 | 0,048-2,5 |