Создание "расширенной" ЗСТ с Европой является существенным стимулом для проведения реформ в Украине
Украина и ЕС в июле завершили технический процесс согласования раздела Соглашения об ассоциации по созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Как напомнил в комментарии "Экономической правде" младший исследователь Института экономических исследований и политических консультаций Артур Ковальчук, повестка дня ассоциации Украина - ЕС является документом, который позволяет Украине подготовиться к внедрению будущего Соглашения об ассоциации с ЕС путем приближения законодательства страны к европейским стандартам.
В частности, документ содержит перечень направлений деятельности сторон по всем разделам будущего УА, направленных на осуществление секторальной интеграции Украины.
"Поскольку сегодня не идет о получении членства в ЕС, отношения строятся на формуле" экономическая интеграция и политическая ассоциация ", лежащий в основе Соглашения об ассоциации", - отметил эксперт.
В частности, по его словам, предусмотрено УА создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ +) между Украиной и ЕС требует от Украины значительных преобразований на секторальном уровне, а также улучшение экономической среды в целом.
Поэтому перспектива создания ЗСТ + является существенным стимулом для проведения реформ в Украине как в сфере торговли, так и в других секторах экономики.
"Проанализировав состояние выполнения тех задач экономической части ПДА, которые были определены сторонами в качестве приоритетов на 2011-2012 гг, эксперты Института экономических исследований и политических консультаций отмечают умеренный прогресс в осуществлении необходимых реформ", - отметил Ковальчук.
Однако, по его словам, внедрение реформ часто отстает от запланированных сроков частности из-за недостаточной институциональной способности центральных органов власти.
Экспертами был проанализирован ход выполнения предусмотренных приоритетов за 48 направлениям деятельности власти.
Из них 42 приоритеты были оценены как такие, которые находятся на стадии выполнения.
В основном это обусловлено тем, что выполнение приоритетов является довольно длительным процессом, связанным с внедрением реформ в различных секторах экономики.
По 13 приоритетах действия властей были оценены как недостаточно эффективные.
Выполнение некоторых приоритетов ПДА сознательно блокируется, отметил эксперт.
"В частности, это можно объяснить лоббистским влиянием со стороны бизнес-кругов, приближенных к центрам принятия решений", - отметил он.
Яркой иллюстрацией такого предположения эксперт называет затягивание процесса по подписанию Соглашения об Общем авиационном пространстве (САП).
Как известно, в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по интеграции Украины в Европейский Союз на 2012 год этот процесс должен быть завершен до 2 июля.
Основной официальной препятствием стали нерешенные технические вопросы несоответствия системы сертификации самолетов в ЕС и Украины.
Одновременно на уровне Министерства инфраструктуры неоднократно заявляли, что соглашение о САП не может быть подписано без ослабления визового режима.
Аргументация о том, что упрощенный визовый режим увеличит пассажиропоток из Украины в страны ЕС и тем самым позволит сохранить рабочие места в авиакомпаниях понятна, но не убедительной, отмечает эксперт.
Ведь благодаря САП на рынок придут европейские перевозчики, в том числе все популярные бюджетные авиакомпании, так называемые "лоу косты".
В результате увеличится конкуренция на рынке, что будет способствовать снижению стоимости перелетов и увеличению качества соответствующих услуг.
Еще одной общей проблемой украинской власти на евроинтеграционном направлении эксперт называет отсутствие политической воли.