Нацкомфинуслуг привлечет правоохранителей к проверкам финчреждений
Регулятор финансового рынка ищет новые способы работы с подконтрольными ему учреждениями.
"В Нацкомфинуслуг завершается работа по формированию плана проверок финансовых учреждений на 2012 год. С целью более глубокого изучения состояния дел по вопросам деятельности финансовых учреждений, подлежащих проверке, считаю целесообразным включать в состав инспекционных комиссий Нацкомфинуслуг специалистов Генеральной прокуратуры, МВД, СБУ и Госфининспекции с согласия их руководства",— процитировали главу Нацкомфинуслуг Андрея Стасевского в его пресс-службе.
По информации одного из источников издания, причиной этого заявления стал дефицит кадров — в комиссии еще не назначены лица, ответственные за проведение проверок страховщиков, кредитных союзов, ломбардов и других участников рынка.
При этом жалобы на участников рынка поступают регулярно, а эффективную проверку может обеспечить лишь Генпрокуратура. Другой собеседник "Ъ" уточнил, что "эти структуры не будут привлекаться к обычным плановым проверкам всех компаний".
Законодательство позволяет регулятору привлекать СБУ, МВД и ГПУ к проверкам, но лишь при необходимости.
"Например, как в случае с пирамидой Мавроди (МММ-2011.— "Ъ") — есть субъекты, которые предоставляют финансовые услуги, но нет организации, внесенной в реестр финансовых учреждений, поэтому у Нацкомфинуслуг нет полномочий их проверять",— отмечает экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов.
Если Нацкомфинуслуг выявляет информацию об отмывании денег, она передает их в правоохранительные органы для расследования дела. При этом у всех органов своя сфера ответственности: финансовый мониторинг проводят финрегуляторы, при нарушениях в налоговой сфере к проверкам может подключаться Генпрокуратура, при выявлении уголовных действий — МВД. Непонятно лишь, как в проверках будет участвовать Госфининспекция, контролирующая расходы госбюджета.
Представители компаний от перспективы усиленных проверок не в восторге. "Нам никто не объяснил, почему возникла необходимость в подобных комплексных проверках",— говорит президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма.
Но если они будут, то обязательно должен быть детальный регламент проверки или, по крайней мере, публичный план проверок и перечень проверяемых учреждений.
"Я вижу только одно желание Нацкомфинуслуг — желание перестраховаться, чтобы потом никто не смог обвинить ее в бездеятельности, но на самом деле такое поведение равнозначно отказу от выполнения собственных задач",— признается господин Суслов.
Участники рынка воспринимают действия комиссии как психологическое давление. Присутствие во время проверок представителей Генпрокуратуры или СБУ теоретически должно напугать руководство проверяемых компаний, а значит, сделать проверки более "качественными". "Бороться с мошенниками нужно там, где в этом есть необходимость, но у нас даже с этим проблемы,— говорит президент Национальной ассоциации кредитных союзов Петр Козинец.— Если бы это делалось в 2008 году, то пострадавших, по крайней мере, среди вкладчиков союзов, было бы меньше".