МВД против безбарьерности?
Последствия войны каждый день увеличивают потребность в безбарьерном пространстве городов для людей, в частности ветеранов. Поэтому главные должностные лица государства, начиная от первой леди Елены Зеленской, возглавили это направление. Они пытаются делать маршруты безбарьерности, обсуждают новые политики по улучшению доступности инфраструктуры и делают образовательные программы для ликвидации гигантских пробелов, которые накопились за годы независимости.
На практике же наиболее действенные и полезные решения для безбарьерности до сих пор натыкаются на внутреннее сопротивление и саботаж. Во многих случаях исключительно из-за заскорузлости системы и стереотипов отдельных людей, которые могут наложить вето на такие проекты.
Речь об организации наземных переходов рядом с подземными. Исторически сложилось, что в областных центрах Украины чуть больше 400 подземных переходов. Больше всего – в Киеве – 262. Продублировано доступными наземными переходами лишь пару десятков. Процесс идет очень медленно – дублируется лишь 4-5 переходов в год максимум.
Самый резонансный кейс – проблема с организацией наземного перехода прямо напротив выхода из станции метро Университет в Киеве. Его с 2020 года девять раз отказывалась согласовывать Патрульная полиция.
Интересно, что такой подход у Патрульной полиции очень избирательный. Они могут дать предписание коммунальщикам в Киеве для срочного обустройства наземного перехода (с нарушениями норм) к дорогому ресторану. В то же время некоторые другие проекты полиция блокирует со ссылкой на те же нормы.
Переход возле метро на бульваре Тараса Шевченко существовал 40 лет назад. Но в эпоху модернизма при советах приоритетным стало делать непрерывное движение автомобилей, а пешеходов любого возраста и физического состояния загонять в подземные переходы.
Теперь, очевидно, безбарьерное передвижение людей с детьми, детскими колясками, на креслах колесных, на протезах, просто пожилых людей в многомиллионном городе важнее. Термин "Пирамида устойчивой мобильности", который давно используют в Европе, всегда ставит на первое место интересы пешеходов, а автомобилисты в ней на несколько позиций ниже. Не наоборот.
Однако граждане и должностные лица, которые преимущественно передвигаются в служебных и личных автомобилях, думают иначе. Для них появление наземного перехода на месте, где уже есть подземный переход вызывает широкие возмущения. Используются любые мысли для безосновательной критики - от "весь город встанет в пробках", "там нет инвалидов" до "это кто-то хочет украсть деньги на рисовании зебры и установке светофоров".
Часто можно услышать призыв установить удобные лифты, подъемники, чтобы люди дальше пользовались подземными переходами и меньше выходили на дорогу, где ездят автомобили. Если даже забыть о проблеме с отключениями света, то такие лифты чаще не работают из-за технических неполадок, чем работают. Это потраченные в пустую миллионы, которые улучшают доступность только в отчетах.
Вместе с тем, именно так предлагают сейчас обустроить подземный переход в Сумах, где будет прокладываться второй в городе маршрут безбарьерности. С учетом реалий дополнить электрические лифты еще предлагают резервным питанием, что увеличивает расходы и проблемы с поломками и обслуживанием.
Патрульная полиция против наземного перехода и здесь, поскольку, по их мнению, это будет повышать риск ДТП. Легче блокировать доступные наземные переходы. Потому что стратегически работать над предупреждением и минимизацией ДТП, в которых у нас гибнет и травмируется огромное количество пешеходов, гораздо более сложная задача для МВД.
Зато соседнее подразделение министерства фиксирует преступления с изнасилованием в подземных переходах, которым часто приписывают "безопасность". Тем более, такую характеристику разбивали особо ловкие водители, которые неоднократно влетали своими машинами в подземные переходы.
За последние несколько лет в Киеве было продублировано наземными более 20 подземных переходов. Один из последних – переход на пересечении улиц Крещатик и Прорезная, который стал популярным среди пешеходов. Его тоже долгое время блокировала Патрульная полиция. Теперь в подземку почти никто не ходит, а транспортный коллапс не произошел. Как и во все предыдущие разы с переходами. Потому что пробки и ДТП создают преимущественно именно владельцы автомобилей, а не люди на наземных пешеходных переходах со светофорами.
Возле места организации наземного перехода рядом с метро Университет недавно прошло три акции общины Киева с участием и людей с инвалидностью. Только отказ Полиции и позиция министра Клименко стала причиной акций и создания петиции к президенту Владимиру Зеленскому, которая уже набрала треть необходимых подписей.
Петиция к президенту относительно какого-то наземного перехода звучит, как абсурд. Но возможно это единственный способ изменить поведение представителей и структур МВД.
Все это время Патрульная полиция играет в прятки и формальные переписки и не соглашается делать наземный переход даже в экспериментальном режиме на 2-3 месяца, как предлагает КГГА. Город, кстати, посчитал, что задержки в движении от появления этого наземного перехода со светофором водители не почувствуют – пробок больше не станет.
Наконец стоит знать и зафиксировать для истории, что Патрульная полиция отказывается согласовывать создание наземных переходов на Майдане Независимости. Месте, где без всяких преград, предубеждений и стереотипов должна мгновенно улучшаться доступность для посещения гражданами и ветеранами Аллеи небесной сотни и Аллеи павших героев.
А пока же физические преграды существуют – из-за стереотипов и предубеждений лишь нескольких представителей МВД.