Українська правда

Когда правила дорожного движения не работают. Как оранжевые столбики заполонили Киев

- 26 ноября, 08:00

Киевские улицы постепенно заполняются делиниаторами, официально их называют дорожными вехами. Ими отделяют полосы движения, тротуары, островки безопасности, дублируя дорожную разметку. В КГГА говорят: нарушение водителями правил дорожного движения приобрело такие масштабы, что с ними не могут справиться ни патрульная полиция, ни инспекция по парковке, поэтому приходится ограничивать пространство.

Столбики метровой высоты оранжевого цвета со светоотражающими элементами существенно влияют на визуальный вид столичных улиц, особенно в историческом ареале. Кроме того, целесообразность их использования трудно измерить "математически", что открывает путь к бесконечным закупкам. Злоупотребляет ли городская власть установлением делиниаторов и какая есть альтернатива?

Где устанавливаются делиниаторы

Делиниаторы монтируют в асфальт на проезжих частях улиц Киева с целью упорядочения дорожного движения, сообщили в Департаменте транспортной инфраструктуры столичной городской государственной администрации. Их установкой занимается коммунальное предприятие "Центр организации дорожного движения" (ЦОДД).

Чаще всего ЦОДД применяет делиниаторы для разделения полос движения и безопасного подъезда к островкам безопасности, обеспечения изменения траектории движения при формировании участка с успокоением трафика, создания свободной зоны от парковки автомобилей и предотвращения въезда на тротуары.

"По правилам дорожного движения, на двухполосных улицах нельзя парковаться так, чтобы не было разъезда автомобилей, но люди так паркуются. Чтобы такой проблемы не возникало, монтируют дорожные вехи. В целом на большинстве участков это работает", – говорит председатель общественной организации "Пассажиры Киева" Александр Рак.

Первые делиниаторы в Киеве появились на Галицкой площади. Там их поставили с другой целью: чтобы автомобили не парковались на островках, которые разделяют потоки, вспоминает Рак. В "анклавах" парковались машины и мешали обзорности.

Как решается, где устанавливать вехи? В транспортном департаменте говорят, что столбики монтируются на участках, где фиксируется систематическое нарушение правил дорожного движения. В частности, речь идет об остановке и стоянке машин в запрещенных местах, что создает препятствие и опасность для участников дорожного движения.

Делиниаторы устанавливают на основании согласованных патрульной полицией Киева и утвержденных транспортным департаментом КГГА схем организации дорожного движения. Часто инициатором их установки является патрульная полиция, говорит Рак.

Он приводит показательный пример улицы Шота Руставели, где выделение делиниаторами полосы общественного транспорта увеличило среднюю скорость движения троллейбусов в пиковые часы с 2 км/ч до 10-12 км/ч с учетом стоянок.

Выделение делиниаторами полосы общественного транспорта на ул. Шота Руставели
Фото lisky.org.ua

В департаменте не ответили на вопрос ЭП, ведет ли КГГА расчеты экономического эффекта вследствие уменьшения транспортных потерь или повышения валового национального продукта при установлении делиниаторов.

Закупки

КП "Центр организации дорожного движения" покупает делиниаторы с 2018 года. С того времени город приобрел их 19 653, сообщил департамент. За восемь лет эксплуатации из-за различных повреждений предприятие заменило 1 204 вехи. В разные годы в тендерах участвовали от одного до трех поставщиков, отвечавших требованиям закупки.

В транспортном департаменте не назвали среднюю закупочную стоимость одного делиниатора. В мае ЦОДР подписал соглашение о поставке 1 510 делиниаторов по 2 070 грн за штуку с ООО "Торговый дом "Призма". Первый тендер в 2018 году выиграла эта же компания, предложив цену 1 068 грн за штуку.

"Торговый дом "Призма" выиграл восемь из восьми доступных в системе Prozorro тендеров на закупку делиниаторов, где заказчиком выступает ЦОДР. По данным системы Youcontrol, последний раз победу в государственном тендере, где заказчиком выступает не ЦОДР, эта компания получила в 2021 году. Владелицей компании является Надежда Гонитель.

Как сообщили в КГГА, выбор пал на делиниаторы из-за их эксплуатационных характеристик. Вехи надежно крепятся к поверхности, материал выдерживает несколько тысяч перегибов и самостоятельно восстанавливается даже при низких температурах, оранжевый цвет лучше воспринимается водителями.

Глава "Пассажиров Киева" считает, что оранжевые столбцы выглядят "не очень" и их можно заменить черными с желтыми светоотражающими вставками, как в Днепре.

Делиниаторы в Днепре
Фото dnepr.express

"На магистральных улицах, учитывая скоростной режим, пожалуй, целесообразно ставить оранжевые. В исторической среде лучше ставить черные с желтой вставкой. Они не патентованные, это стандартные решения", – рассуждает Рак.

В транспортном департаменте не ответили на вопрос ЭП, исследуется ли влияние оранжевых дорожных вех на усиление визуального шума улиц Киева, как и в случае, например, скамей с экранами на спинках для демонстрации рекламы.

Есть ли альтернативы

По мнению представителя "Пассажиров Киева", места установки делиниаторов в Киеве "плюс-минус обоснованы". Активисты не видят злоупотреблений, которые бы свидетельствовали о безосновательных закупках гибких столбиков в слишком больших количествах. "Центр организации дорожного движения" сам не в восторге, что приходится их ставить, потому что это признак того, что не работают правила дорожного движения", – объясняет Рак.

Дублирование столбиками дорожной разметки – это тактическое урбанистическое решение. Что может стать стратегическими альтернативами? Рак выделяет две: ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения и существенное увеличение штата инспекторов по парковке. Реализовать обе альтернативы одинаково трудно.

"Штрафы – это компетенция Верховной Рады. Эвакуация авто – длительный процесс. Если машина заблокировала движение, ее не удастся быстро убрать", – говорит Рак.

Количество инспекторов по парковке растет медленно, радикально увеличить штат – сложно, ведь они государственные служащие, добавляет активист. "Желающих идти на госслужбу и ежегодно подавать декларацию немного, поэтому это тактическое решение (делиниаторы – ЭП) разрастается по Киеву", – пожимает плечами Рак.

Сложностей добавляет неидеальная нормативная база. "Если водитель находится на месте, то выписать штраф может только патрульная полиция, если водителя нет – только инспекция. У нас есть законодательные проблемы, которые делают работу полиции и инспекторов не очень эффективной", – говорит активист.

В КГГА не ответили на вопрос, исследуют ли там внедрение стратегических решений для решения транспортных проблем вместо установки делиниаторов.