Украинская правда

Что получает и что теряет страна, которая зависит от внешних кредиторов

Украина пользуется моделью потребления средств, которые предоставляют партнеры. Это приводит к накоплению многомиллиардных валютных долгов, ослаблению экономики и отсутствию стимулов для изменений. Какие пути выхода?

В Украине все чаще обсуждают новые транши от стран -партнеров – когда и сколько получит правительство, чтобы решить вопрос немалых государственных расходов и обеспечения макрофинансовой стабильности.

Однако регулярное поступление чужих денег – опасная ловушка, это так называемая трансфертная зависимость, которая грозит отсутствием стимулов собственного полноценного развития. Конечно, на этапе борьбы с агрессией РФ увеличение долгов перед МВФ и иностранными правительствами имеет вполне логичное объяснение.

Но не пора ли подумать о будущем? Ведь Украине стоит отойти от модели "экономики выживания" – избавиться от финансовой зависимости – и перейти к построению устойчивой модели "экономики субъектности".

Трансфертная зависимость

С 2022 года, после начала большой войны, Украина оказалась в режиме экстренного финансирования, которое также предусматривало и сейчас предусматривает регулярные новые кредиты от международных финансовых организаций, банков, правительств государств-партнеров.

Долговая нагрузка растет бешеными темпами. Если в феврале 2022 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 93,32 млрд долл., из которых 56,83 млрд долл. – это внешние обязательства, то на начало октября 2025 года эта цифра достигла 194,21 млрд долл., из которых 146,75 млрд долл. – это займы от ЕС, МВФ, Международного банка реконструкции и развития, других МФО и иностранных государств.

Фактически внешний долг Украины за этот период вырос втрое, и, по прогнозу МВФ, в этом году составит 108,6% от ВВП, а в 2026 году – 110,4%. Миллиардные кредиты дают лишь иллюзию стабильности. На самом деле они фактически закладывают на будущие годы бремя, которое будет уменьшать возможности экономического развития, а к тому же демотивирует в вопросе структурных реформ, в которых давно нуждается страна.

Ведь какая разница – что будет завтра, когда бюджетный дефицит с запасом перекрывают средства внешних источников? Теряется не только мотивационный фактор для реализации важных системных изменений, но и надежда на построение устойчивой экономической модели, предусматривающей самодостаточность и самостоятельность, а не бесконечную надежду на новые транши помощи.

Еще одна опасность трансфертной зависимости связана с иллюзорностью, что доноры будут помогать постоянно и всегда. На самом деле иностранные страны стремятся уберечь от глобальных рисков собственные экономики, а не направлять средства на поддержку Украины, тем более когда видят, что эти средства никоим образом не укрепляют государство и не дают его экономике никакого стимула.

Мы уже заметили в этом году уменьшение финансирования. Фактически без программы, которая финансируется за счет средств от конфискованных российских активов, Украина испытывала бы огромный дефицит государственных финансов. Между тем некоторые доноры уже прямо спрашивают: где увеличение поступлений в украинский госбюджет? Почему бюджетный дефицит не покрывают поступления из внутренних источников?

Такой вопрос сейчас на повестке дня особенно актуален в разговоре с МВФ, который намерен согласовать для Украины новую программу в сумме около 8 млрд долл. Чем дальше, тем будет увеличиваться усталость иностранных правительств и МФО от протянутой руки Украины, которая не в состоянии существовать без внешней поддержки, но в то же время проявляет полную неготовность к структурным реформам.

Риски растут

Возобновление инвестиционной активности – сверхважный вопрос, требующий тщательной проработки. С одной стороны, последние исследования свидетельствуют о высоком интересе иностранных компаний к партнерствам с украинскими предприятиями и к новым проектам в Украине. С другой стороны, имеем системный дефицит институционального доверия, который объясняется накопленными годами проблемами, в частности слабой судебной системой, высоким уровнем коррупции, нестабильной регуляторной политикой.

Конечно, для инвестиционного вопроса один из главных факторов влияния – большая война, из-за которой происходит постоянное разрушение инфраструктуры и уничтожение предприятий и логистики. Но для привлечения инвестиций важны и другие факторы. Среди них и неэффективная судебная система, бюрократия и отсутствие прозрачности в принятии государством решений. Также фактором риска является налоговая система, ведь имеем нестабильность фискальной нагрузки и непредсказуемость, которая затрудняет длительное бизнес- планирование.

Фактически отсутствие предсказуемости в совокупности с низким уровнем защиты прав собственности формирует слишком высокий риск, останавливающий даже заинтересованных в работе в Украине инвесторов. Признаемся: новых инвестиционных проектов – критически мало, заинтересованность со стороны иностранных компаний хотя и растет, но на практике не трансформируется в строительство новых предприятий и, соответственно, в новые рабочие места и новые налоговые поступления.

Какая экономика нужна Украине для устойчивости и развития

Учитывая все очерченные факторы и риски, должны признать – Украине нужна новая экономическая модель, основанная не на ожидании траншей внешней помощи, а на использовании и развитии собственных ресурсов.

Однако помехой может стать так называемая современная политическая элита, которая и не готова, и не способна внедрять зрелые решения. Сейчас мы не видим ни адекватного плана развития экономики на ближайшие год или два, ни стратегического видения послевоенного экономического развития.

Вместо этого царит вопиющее дилетантство, логика "латания бюджетных дыр" преобладает над высокой потребностью в серьезной трансформации, а инертность управленческих решений не позволяет строить модель устойчивого развития. Между тем потребность в изменении экономических подходов и финансовой модели уже давно назрела и требует реализации.

Стране нужны политические деятели, способные формировать будущее развитие, а не просто пребывающие в иллюзии о постоянном распределении ресурсов и сфер влияния. Главные факторы, которые будут иметь ключевое влияние на создание и успешный запуск новой модели "экономики субъектности":

  • прозрачная и профессиональная экономическая доктрина-стратегия;
  • новая власть, которая сможет провести необходимые изменения и запустить экономику;
  • новое геоэкономическое позиционирование;
  • эффективная экспортная стратегия;
  • обновленная программа развития атомной энергетики и всей энергетической отрасли.

Один из важнейших акцентов нужно поставить на геоэкономическом позиционировании страны. Ведь Украина имеет потенциал транзитной, аграрной, энергетической и цифровой платформы между Европой, Азией и Ближним Востоком. В Украине есть регионы с доступом к высокофункциональным портам и важным логистическим узлам у границ с другими государствами. А это – ключевые факторы для успешной интеграции в глобальные цепочки стоимости.

Развитие экспорта должно происходить по принципу создания дополнительной стоимости. Вместо привычной модели торговли сырьем страна должна идти по пути обновленной экспортной модели, которая охватывает торговлю продукцией агропереработки, машиностроения, военных технологий, IT- услуг и качественных цифровых продуктов.

Дополнительный важный акцент следует сделать на энергетическом секторе. Развитие атомной энергетики должно стать и драйвером отрасли, и залогом энергетической независимости и безопасности.

Атомная электроэнергия способна обеспечить стабильный, достаточно недорогой и стратегически независимый источник энергии, критически важный для развития и функционирования промышленности, ИТ, оборонного комплекса. В Украине уже построена мощная система в виде трех АЭС на подконтрольной территории.

Развитие технологий и инноваций на базе работающих в стране АЭС, создание новых образовательных кластеров, инвестиции в новые энергоблоки Хмельницкой, Ровенской и Южноукраинской АЭС – это раскрытие потенциала атомной отрасли и путь к будущему развитию всей энергетики страны. В том числе и через возможности экспорта электроэнергии, база для которого уже заложена синхронизацией ОЭС Украины с европейской сетью ENTSO -E.

Модель "экономики субъектности" для Украины – это путь создания добавленной стоимости и путь развития потенциала и собственных резервов и ресурсов вместе с отказом от системной трансфертной зависимости. И на этот путь критически важно выйти сейчас без промедлений, ведь страна уже не может себе позволить быть "экономикой ожидания".

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
инвестиции кредиты