Запросы украинизируются. Что и как украинцы искали в Google?
В конце года Google уже традиционно составил рейтинг самых популярных поисковых запросов. По их данным, в 2024 году нас больше всего волновали "графики отключения света", "Евро 2024" и главнокомандующий ВСУ Александр Сырский.
Команда Google не раскрывает полную методологию, как формировался рейтинг, однако кое-что сразу бросается в глаза - наши поисковые запросы отражают сложную реальность сегодняшнего дня. А еще из года в год в топе все больше украинского.
Динамику роста популярности языка в онлайне фиксируют и многие другие исследования. Например, в Центре контент-анализа говорят, что 87% постов в Instagram уже на украинском, в Facebook - 79%. А вот в TikTok в этом году наблюдался регресс. С 55% в 2023 году - до 47% в 2024. Интересно, что в быту многие замечают рост употребления русского в течение года, в онлайне - картина другая.
В Bolt рассказали, что в Киеве и пользователи, и водители почти поровну выбирают украинский и русский как язык приложения, украинский немного преобладает. В Steam (это онлайн-сервис распространения видеоигр) выросла доля пользователей, которые поставили себе интерфейс на украинском - с 0.17% в 2020 году до 0.75% в 2024. Кстати, команда сервиса поделилась, что зарубежные медиа и блогеры советуют играть в S.T.A.L.K.E.R. 2 именно с украинской озвучкой.
Мы уже второй год подряд следим за языковой динамикой в онлайне. В 2023 видели, что доля запросов на украинском почти достигла отметки в 30%, а в этом году наконец ее пересекла.
Для анализа опирались на очень большой массив данных, в этом году это 341 000 запросов в 8 нишах. В основном обращали внимание именно на коммерческие запросы, потому что они наиболее ценны с точки зрения бизнеса. Главный вывод - во всех онлайн-нишах украинский показывает динамику роста.
- Общее количество поисковых запросов растет, и большая часть из них - на украинском.
- Пользователей, которые выбирают украиноязычную версию сайта, становится больше.
- Усредненный рост по всем категориям +5% процентных пунктов.
Почему доля украиноязычных запросов до сих пор составляет лишь 30%, а не больше? Вопрос риторический. С одной стороны бренды фиксируют большой поток трафика по русскоязычным запросам, поэтому не удаляют соответствующую версию сайта.
С другой - пользователи утверждают, что часто не находят соответствующую информацию на родном языке. Еще все ругают Google, потому что даже установление английского, как основного языка поисковика, не спасает от русскоязычного контента.
На самом деле Google адаптирует поисковую выдачу, исходя из языка и интенту поискового запроса и геолокации пользователя. Поскольку количество пользователей, которые используют русскоязычные запросы, все еще больше половины, то поисковая система будет пытаться отдавать им именно русскоязычный контент и версии веб-ресурсов.
В любом случае не забывайте, что несколько лет назад мы были частью "рунета", и запросы на украинском считались исключением и колебались на уровне нескольких процентов. Мало кто из бизнесов вкладывался в продвижение украиноязычных страниц да и вообще не все имели их на своих площадках.
Сегодня картина иная. Например, более 50% информационных запросов на новостные ресурсы уже на украинском. В нише "Электроника" они выросли за год на треть и сейчас занимают 20% от общей доли. Для сравнения, в 2021 году эта цифра была чуть больше 8%.
Ощутимую положительную динамику видим и в нише "Детские товары", где запросы на украинском уже пересекли отметку в 50%. Вместо русскоязычного "игрушки" украинцы стали чаще гуглить слово "игрушки". За год рост составил 49%.
Зоотовары гуглят на украинском в 41% случаев. Доля поисковых запросов в этой области выросла на 13% по сравнению с 2023 годом.
Об увеличении трафика на украиноязычные версии сайта говорят также команды ритейлеров: .
- Уже более 60% украинцев предпочитают украинскую версию на двуязычных eCommerce-сайтах. Ну как минимум именно такая цифра у одного известного маркетплейса.
- Сайт MasterZoo получил в этом году на 30% больше пользователей именно на украиноязычную версию.
- АНЦ видят рост на 67% показов украиноязычных страниц в поисковой выдаче.
- В ноябре 2024 года команда MAUDAU имела большее количество органических кликов на украинской версии сайта, чем на русской.
- А на сайте АЛЛО в октябре 2024 года доля органического трафика украиноязычной версии составила более 54%.
С ростом доли украиноязычного спроса возникла необходимость детальнее прорабатывать и исследовать спрос пользователей. Кроме того, стоит также концентрировать внимание на продвижении украиноязычных страниц (а это говорит о необходимости дополнительных затрат на контент и линкбилдинг).
Исходя из исследования, доля украиноязычных запросов будет и в дальнейшем расти. Поэтому сайты, которые начали продвигать украиноязычную версию уже сейчас, будут иметь влиятельное преимущество в позициях в поиске, когда доля UA запросов будет больше 50%.