Вторая линия фронта: как мы восстанавливаем энергетику там, где ее уничтожают
За три года полномасштабной войны в Украине было разрушено более 63 тысяч объектов энергетической инфраструктуры. Потеряно около 10 ГВт генерирующих мощностей - это почти треть довоенного объема, а общие убытки энергетического сектора достигли $93 млрд.
Впрочем, несмотря на непрерывные атаки агрессора, Украина смогла восстановить 5 ГВт мощностей, что является беспрецедентным в мировой практике.
Но когда система трещит, ее держат не только провода. За сухими цифрами статистики - не только техника, кабели и трубы. За ними прежде всего люди, которые едут в зоны риска, разрабатывают решения с нуля, ночуют возле объектов и держатся, когда кажется, что держаться уже не за что.
Это рассказ не о технологиях. Он - о людях. И о работе, которая изнутри выглядит совсем не так, как в презентациях.
Объект, которого могло не стать
Когда мы начинали проект строительства газотурбинной установки в одном из регионов, расположенных в непосредственной близости к зоне боевых действий, то заранее уже знали: это будет сложно. Но даже представить себе не могли, что настолько.
Заказчик выбрал эту площадку из-за необходимости обеспечить электроэнергией прифронтовые населенные пункты и технической целесообразности размещения генерации именно в этом регионе. Решение было обоснованным с точки зрения энергетического баланса и необходимости стабильного питания.
Но и география не шутила: линия фронта - рядом. И это меняло все.
Работать мы должны были так, чтобы установку было трудно заметить с неба. Турбина - это не маленький трансформатор. Это два контейнера по 50 метров. Их видно.
Поэтому мы "разбросали" остальное оборудование как можно дальше. Сделали разнесение узлов так, чтобы в случае поражения устояло хотя бы что-то. И чтобы можно было быстро восстановить.
Еще одна задача - это мобильность. Мы должны были предусмотреть вариант, когда технику придется разобрать на узлы и эвакуировать. И предусмотреть маршрут, по которому можно вывезти. Это необычно для проектов генерации. Но война не оставляет времени на привычное.
И главное - команда. На объекте работали вахтами - по 20 человек, по 12 часов. Все знали, что рядом фронт. Все прекрасно понимали знали, что риск реален, но никто не отказался. Никто не остановился.
И это, пожалуй, главное, что я запомню о строительстве.

Работа, которой не учили
Мы начали работать тогда, когда еще не было полного проекта. Начали работать когда даже не было определено где должен быть фундамент. Технические решения готовились в эскизах - и сразу согласовывались с заказчиком.
Мы сразу понимали, что потребуется большая по длине эстакада (кабельная линия) и наши строители начали земляные работы, чтобы сократить время. Возведение эстакады длиной 500 метров происходило еще без утвержденных финальных чертежей. Но мы знали, что это будет нужно. И полностью доверились своим специалистам.
Сейчас, когда смотрю на график выполнения работ, кажется, что это было просто нереально сделать. Но мы сделали это, потому что не имели права медлить. Потому что подход "проектируй и строй" не был рискованной авантюрой - он был единственным реальным ответом на ситуацию.
Все работы были завершены за 4 месяца, что является невероятным сроком для мировой практики. Но не для нас.
Когда чужие становятся командой
Вместе с нами на объекте работали ирландские инженеры - шеф-инжиниринг производителя оборудования. Мы познакомились во время реализации аналогичного проекта в Центральной Украине, а на прифронтовой площадке уже были настоящей командой.
Они - спокойствие, рассудительность, продуманность. Мы - темп, решительность, инициатива. И именно сочетание этих подходов дало результат.
Они удивились, как мы можем работать так быстро. Мы - как они спокойно реагируют на любую проблему. Это не было "украинцы против иностранцев". Это было "рядом и вместе". Мы учились друг у друга. Мы доверяли.
Прорыв, который изменил правила игры
А первым нашим объектом такого масштаба было строительство газотурбинной установки в одной из областей Украины. В области, где была полностью разрушена одна из ТЭС.
Там мы установили газотурбинную установку Mitsubishi мощностью 23,8 МВт. Это был первый подобный проект в Украине.
Здесь требуется небольшое пояснение. Газотурбинные установки рассматриваются во всем мире как резервный или аварийный источник питания. Установка разворачивается на любой площадке и подключается к потребителю отдельными кабелями.
Но в нашем случае Mitsubishi должна была использоваться как постоянный источник энергоснабжения. Поэтому необходимо было выполнить весь объем работ для ее подключения к сети. А это совсем другая история.
Если выполнять необходимые работы поэтапно, в режиме step-by-step, то на запуск такой генерации потребуется в лучшем случае 9-11 месяцев.
Но этого времени у нас не было. И мы сделали это за 4 месяца.
Секрет - в командной работе. Участники процесса - облэнерго, заказчик, "ЭНЕРГО-ПЛЮС" не были тремя сторонами сделки. Была лишь одна команда, объединенная общей целью - как можно быстрее запустить генерацию электроэнергии.
Решения принимались оперативно, проектирование и строительство происходили параллельно. Уникальные расчеты нашей команды специалистов во главе с Директором по перспективному развитию и проектно-изобретательским работам Юрием Приваловым позволили точно синхронизировать турбину с сетью. Такие задачи могут выполнять считанные украинские компании.
Мы эффективно реализовали проект в рамках новой нормативной базы, утвержденной Минэнерго. И благодаря нашей практике стало очевидно, как эти решения работают в реальных условиях. Они уже формируют новую инженерную норму для всей отрасли.
Это уже не про нас - это про страну.

Подключить к сети - значит вмешаться в старую систему
Каждый новый объект - это борьба не только со временем, но и с техникой прошлого. Устаревшее советское оборудование не хочет "сотрудничать" с новыми генераторами. Инженеры создают схемы "с нуля", ищут решения, которых не существует в справочниках.
Критически важными становятся расчеты динамической устойчивости. Если не учесть все - система может потерять баланс.
Мы не можем позволить этого. Поэтому проверяем каждый узел, каждую точку - как работает, как реагирует, как выводится из аварии.
Это ежедневная работа. Но она - невидимый фундамент стабильности.
Это не про мегаваты. Это о людях.
Сейчас мы уже реализовали три объекта. Добавили 150 МВт к системе. Это 15% от цели, которую Президент Украины поставил на прошлый год - 1 ГВт новой генерации.
Но это рассказ не о мегаватах. И не о компании.
Это - о команде, которая не спрашивает "успеем ли", а спрашивает "с чего начинаем". Мы не работаем до 17:00, мы работаем до результата. И пока кто-то спрашивает "а это вообще возможно?", мы отвечаем: "уже сделано".
Предприятие было основано в 2013 году, общее количество работников - 419 человек. По результатам 2024 года сумма уплаченных налогов составила более 54,7 млн грн.