Стали ли украинцы покупать больше алкоголя за период войны?
Как война повлияла на потребление алкоголя в Украине и предпочтения украинцев. Основные тренды отрасли
Алкогольная индустрия является важной частью пищевой промышленности и экономики страны в целом. Однако последние годы стали для этого рынка периодом масштабных изменений. Экономическая нестабильность, изменения законодательства, рост спроса на безалкогольные альтернативы и влияние военного положения - все эти факторы существенно переформатировали как поведение потребителей, так и бизнес-стратегии производителей.
Влияли ли ограничения, в связи с правовым режимом военного положения на рынок алкогольных напитков в Украине? Как изменились алкогольные предпочтения украинцев в этот сложный период? Стали ли люди меньше употреблять крепких напитков, или, наоборот, стали искать в алкоголе способ разрядки? Какие тренды возникли в потреблении пива, вина или безалкогольных альтернатив?
Изменения в структуре потребления алкоголя
Посмотрим сначала на статистику Pro-Consulting относительно процентного соотношения доли продаж различных алкогольных напитков в 2021 году. Лидерами продаж были ликеро-водочные изделия (35%), вино и пиво (19%). Однако в 2022 году цифры снизились: продажи ликеро-водочных изделий снизились на 53%, вина на 58%, а пива на 34%.
В 2023 году ВООЗ провел опрос, чтобы узнать изменились ли привычки потребления. 77.4% опрошенных отметили, что употребляли алкоголь в 2023 году, из них 5.5% респондентов ответили, что начали употреблять больше алкоголя, 21.5% опрошенных снизили количество алкоголя, а 6.8% вообще прекратили пить.
Интересно, что средняя частота употребления алкоголя, согласно опросу, составила 41 день в год, мужчины в среднем пили 58 раз, а женщины в это время 27 раз, согласно этому среднесуточное потребление 8.5 г спирта (14.7 - мужчины и 3.1 - женщины).
Большинство респондентов (71.3%) в прошлом году пили дома, в гостях - 47.2%, а в заведениях барах или ресторанах лишь 14.1%. Также 9.5% отметили, что употребляли алкоголь на улице.
Часть опрошенных отметила, что в течение года употребляли незарегистрированный алкоголь, а именно 42.9% - домашний алкоголь, 11.4% - импортный и 0.7% суррогаты алкоголя. При этом употребление домашнего алкоголя было больше присуще жителям сельской местности 55.7%, чем среди жителей города 36.7%.
Цифры показывают, что потребление алкоголя становится более умеренным и доля людей, которая снизила потребление превышает тех, кто увеличил.
Факторы влияния и ограничения
Законодательство Украины разрешает запрет торговли алкогольными напитками на период военного положения. Так, с 15 марта 2022 года запретили ввозить на территорию Донецкой области алкоголь для продажи.
В 2024 году, государство Украина начало внедрять изменения в регулировании алкогольных напитков. Был принят закон о государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего.
Также, в ближайшее время заработает система еАкциз, которая полностью возьмет под контроль оборот алкогольных напитков и табачных изделий. В июле ВРУ приняла закон о увеличении ставки акцизного налога на 3,81 грн - с 8,42 до 12,23 грн за 1 литр для промежуточных продуктов (до уровня ставки на вина игристые и вина газированные, сброженные напитки, вина ароматизированные игристые). Большинство нормативно-правовых актов являются евроинтеграционными и направлены на приближение законодательства Украины к законодательству ЕС.
За время полномасштабного военного вторжения значительное количество производств алкогольных напитков подверглось разрушениям и было вынуждено передислоцировать свои производства и адаптироваться к новым реалиям. Так, в 2023 году было оккупировано и частично разрушено предприятие "Артемовский завод шампанских вин" в Бахмуте. Недавно стало известно, что предприятие восстанавливает свои мощности в Черкасской области.
Также, война повлияла и на маленькие крафтовые пивоварни, которые с каждым годом становятся все более популярны среди украинцев. "Ten Men" - пивоварня, производство которой находилось в городе Волчанск Харьковской области. После оккупации города в 2022 году и уничтожения мощностей производства, пивоварня переехала во Львов и адаптировалась к производству на контракте.
Важно также учитывать изменения в ресторанном бизнесе вследствие войны. Например, в Киеве установлено временное регулирование продажи алкоголя как супермаркетах, так и в ресторанах и кафе. Однако, время продажи алкоголя в ресторанах и кафе дольше, что создает спрос на посещение таких заведений. Хотя за все время полномасштабной войны ресторанный рынок сократился с 36 500 до 32 000 заведений, в 2023 году резко увеличилось количество регистраций ФЛП и ООО с ресторанными кведами.
Стоит также рассмотреть отток населения, как фактор изменения потребления алкогольных напитков. По данным УВКБ ООН, по состоянию на 18 ноября 2024 года - 6 785 000 украинцев получили статус беженцев за пределами Украины. В то же время по данным МОМ, по состоянию на ноябрь 2024 года общее количество ВПЛ - 3 669 000.
Как ограничения повлияли на бюджет
Временный запрет на продажу алкоголя в начале полномасштабного вторжения дорого обошелся украинской экономике: это привело к падению производства, оборота, а также к уменьшению поступлений от акцизного налога в бюджет.
По подсчетам аудиторов Счетной палаты, во время действия самых строгих ограничений в марте-апреле 2022 года в госбюджет поступило лишь 700 млн грн акцизного налога на алкогольные напитки. Это на 73% меньше, чем за аналогичный период в 2021 году.
В целом в 2022 году поступления АП с ликеро-водочной продукции уменьшились на 6,9% по сравнению с предыдущим годом и составили 8,4 млрд грн. Объемы реализации в 2022 году упали на 15,9%, при этом объемы производства уменьшились на 11%, а импорта - на 34,4%.
Ограничения ударили и по производителям алкоголя. Падение продаж в марте-апреле 2022 года привело к падению производства на 11%. Для многих производителей это стало значительным вызовом, поскольку они не только потеряли значительную часть доходов, но и были вынуждены сократить свои расходы, в частности на содержание персонала.
Важно отметить, что производство алкоголя - это конечное звено длинной цепи, которая охватывает фермеров, производителей бутылок и этикеток, работников логистики, сертификационных компаний и тому подобное. А завершают эту цепь торговые точки и заведения питания. Соответственно, сокращение объемов производства алкогольных напитков повлияло на заработок большого количества работников, привлеченных в смежные сферы в частности.
"Сухой закон" на Донетчине
Критической оказались ситуация для Донецкой области, где "сухой закон" так и не отменили по сей день. Местные власти не планируют снимать ограничения до прекращения действия военного положения и объясняет свое решение тем, что в области проходит самая длинная линия соприкосновения и потребление алкоголя является опасным, особенно для военных, которые постоянно находятся в стрессовых условиях.
Как следствие этого решения, за все время полномасштабного вторжения в местные бюджеты области поступлений от акцизного налога на алкоголь не было вовсе, а потребление алкоголя в регионе не прекратилось, а перешло в тень..
С начала полномасштабного вторжения по первое полугодие 2024 года полиция Донетчины зарегистрировала и изъяла более миллиона литров незаконного алкоголя стоимостью более 100 миллионов гривен и зафиксировала 480 случаев продажи алкоголя в торговых точках. И это только официально зарегистрированные случаи.
Также значительно увеличилось потребление и изготовление самогонных напитков, которые также подпадают под запрет. Только за этот год полиция Донетчины выявила 931 факт изготовления или хранения самогона.
Теневой бизнес
Говоря о нелегальном обороте алкоголя по всей стране в целом, то в 2022 году уровень теневого потребления алкогольных напитков достиг пикового роста и составил 47%. Ныне нелегальный рынок алкоголя, по оценкам ВОЗ, составляет более трети объемов общего рынка, причем крепкий алкоголь занимает более 50%.
Полномасштабное вторжение России в Украину стало переломным моментом, повлиявшим на все аспекты жизни украинцев, включая привычки потребления алкоголя. С одной стороны, экономические трудности, ограничения продажи и комендантский час сократили доступность и частоту употребления алкогольных напитков. С другой стороны, повышенный уровень стресса побудил часть населения искать разрядки через употребление алкоголя.
Существенными трендами стали увеличение спроса на локальные и более доступные продукты, а также рост интереса к безалкогольным альтернативам. Рынок адаптировался к новым условиям, предлагая потребителям больше крафтовых напитков, удобные форматы упаковки и новые способы доставки.
Эти изменения демонстрируют устойчивость и гибкость как производителей, так и потребителей. В будущем можно ожидать дальнейшего развития локальных брендов, акцента на здоровый образ жизни и укрепления культуры умеренного и ответственного потребления.
Текст подготовлен в рамках исследования магистрантов Киевской школы экономики образовательно-научной программы "Публичная политика и управление"
Авторы: Анна Баранова, IT-специалист
Дарья Дукачева, специалистка по развитию громад
АннАстасия Калинина, юрист-адвокатор
Сергей Русаков, культуролог, председатель Ассоциации культурологов Украины
Инфографики: Ольга Карпенко