Украинская правда

Сможет ли Украина в 2026 году экспортировать древесину в ЕС

Регламент ЕС по вырубке лесов (EUDR) - новое законодательство, которое призвано гарантировать, что товары, в частности древесина и изделия из нее, поступающие на рынок ЕС, соответствуют установленным требованиям и не вызывают обезлесение или деградацию лесов после 31 декабря 2020 года.

Сначала предполагалось, что EUDR вступит в силу в 2024 году. Однако в 2024 году Еврокомиссия приняла решение об отсрочке на год: теперь официальные даты - 30 декабря 2025 года для крупных и средних компаний и 30 июня 2026 года для малых и микропредприятий.

Ситуация снова меняется. В сентябре 2025 года Еврокомиссия объявила о намерении предложить еще одну отсрочку на год - до 30 декабря 2026 года. Причиной этого является техническая неготовность ІТ-платформы ЕС, которая должна обрабатывать огромный объем данных от предприятий. Это решение еще должно быть утверждено Советом ЕС и Европарламентом, однако оно выглядит вполне реалистичным сценарием.

Какие требования ставит EUDR?

Кроме общей цели - гарантировать, что продукция не способствует обезлесению, регламент содержит четкие требования к экспортерам:

- Подтверждение легальности происхождения продукции. Экспортеры должны предоставить данные о цепи происхождения древесины и доказать, что ее заготовка осуществлена в соответствии с законами страны происхождения.

- Предоставление географических координат участков заготовки. Это ключевой элемент проверки соответствия новым правилам.

Почему это важно для Украины?

Украина занимает значительную позицию среди поставщиков древесины в ЕС.Соответствие требованиям EUDR позволяет сохранить доступ к европейскому рынку и укрепить доверие партнеров. Невыполнение требований создает риски блокирования поставок или даже санкций.

Если применение регламента будет отсрочено еще на год, времени на подготовку все равно останется немного. Отсрочка - это шанс, а не повод откладывать работу.

Как ГП "ЛИАЦ" помогает бизнесу?

Государственное предприятие "Лесохозяйственный инновационно-аналитический центр" (ГП "ЛИАЦ") администрирует ключевые элементы цифровой инфраструктуры лесной отрасли. Наша цель - предоставить бизнесу эффективные инструменты для выполнения требований EUDR и обеспечить прозрачность всей цепи поставок древесины.

Что уже работает:

- Единая государственная система электронного учета древесины (ЕОД): учет древесины от рубки до экспорта.

- Реестр лесорубных билетов: содержит документы, дающие право на заготовку, и фиксирует геокоординаты участков в соответствии с требованиями EUDR.

- Система сертификатов происхождения древесины: подтверждает легальность заготовки.

- Электронный кабинет экспортера в ЕОД: предоставляет бизнесу данные о партии древесины, включая геокоординаты.

- Функционал загрузки данных в формате GeoJSON: соответствует техническим требованиям информационной системы ЕС.

Бесплатные и платные сервисы ГП "ЛИАЦ"

Бесплатные сервисы:

- Реестр лесорубных билетов (lk.ukrforest.com)

- Инструмент проверки легальности происхождения древесины (open.ukrforest.com)

Платные сервисы:

- Электронный кабинет экспортера в ЕОД - формирование отчетов, загрузка документов, доступ к детальной геолокации и другие инструменты.

Какие наши дальнейшие шаги?

- Модернизация и расширение функционала электронного кабинета экспортера.

- Интеграция с ПО "Укргослеспроект" для получения таксационных описаний и тематических слоев.

- Перевод публичных реестров на английский язык.

- Проведение обучающих воркшопов для участников рынка.

Напоследок.

Независимо от того, вступит ли в силу регламент в конце 2025-го или 2026-го года, украинский бизнес должен быть готов. EUDR - это не только регуляторный вызов, но и шанс продемонстрировать прозрачность, законность и конкурентоспособность на европейском рынке.

Благодаря цифровой инфраструктуре ГП "ЛИАЦ" украинские экспортеры древесины и изделий из нее смогут соответствовать требованиям ЕС и сохранить свои позиции на стратегически важном рынке.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.