"Поддержка украинского бизнеса - основа победы"
Украина третий год подряд ведет войну - войну на истощение. Победителем в такой войне может быть лишь тот, у кого не только боеспособная армия, но и надежный тыл. Этот тыл может будет надежным лишь при условии развития национальной экономики.
В недавнем обращении к Верховной раде Президент отметил, что для победы нужна "максимальная поддержка украинского предпринимательства, локализация и производство именно в Украине, "все что можно производить здесь в Украине должно производиться в Украине и закупаться прежде всего у украинского производителя". Потому что можно выиграть войну, но потерять потенциал для развития национальной экономики.
Очевидно, что с началом полномасштабной агрессии рф против Украины эпоха глобального "свободного" капитализма заканчивается. Розовые мечты о дружелюбной конкуренции и свободной торговле между странами, порожденные адептами учения о свободных рынках, не выдержали проверки циничной парадигмой Realpolitik.
Мир становится многополярным, фрагментарным, а значит ориентированным на развитие собственных национальных экономик, соблюдение, в первую очередь, национальных интересов, а не идеологических, моральных или этических установок. К сожалению!
Также жаль, что для большинства западных стран неожиданным открытием оказалась суровая истина, суть которой заключается в следующем: если вы будете вести торговлю с авторитарными странами без оговорки относительно потенциальных вызовов и угроз (как говорится - just business nothing personal), то они могут конвертировать ресурс и доходы от такой торговли и военную и экономическую агрессию против вас.
Наглядным примером здесь является ситуация с поставками российской нефти и газа в европейские страны в течение последних десятилетий. Не для всех, однако для многих, неприятной неожиданностью стал факт, что обычная торговля превратилась в средство политического давления, экономического шантажа и источник финансирования бессмысленной войны.
Эксперты отмечают, что единственный возможный шанс быстро одолеть агрессора с помощью санкций был потерян в 2022 году из-за получения рф выручки от продажи энергоносителей размером до полутриллиона долларов США. Этот ресурс позволил агрессору удержать и поставить экономику на военные рельсы и вести войну на истощение.
Поэтому анализируя текущее положение дел, господствующие глобальные тенденции необходимо признать приоритетность прагматического подхода в экономике, несмотря на все предписания классической экономической теории.
Сегодня как никогда нам нужно понимать, что война происходит не только на поле боя, но и на экономическом фронте. Государства, долгое время пропагандировавшие политики открытых рынков и свободной торговли, сегодня столкнулись со значительными социально-экономическими проблемами.
Вследствие перепроизводства и отсутствия достаточного внутреннего совокупного спроса экономическая экспансия Китая представляет угрозу для национальных экономик европейских стран..
Издание Merkur пишет о волне банкротств крупных предприятий вследствие кризиса и планов закрытия заводов в Volkswagen, Mercedes-Benz и других компаниях. О банкротстве заявил старейший производитель автомобильных деталей Klein GmbH & Co. KG (WKW), который работал с 1940 года. Рабочие места могут потерять около 3 тыс. служащих компании.
The Economist отмечает, что перепроизводство стали в Китае грозит коллапсом мировой металлургической индустрии, поэтому правительства стран должны встать на защиту национальных производителей.
В Украине ситуация по понятным причинам не лучше. Специалисты предостерегают, что в случае оккупации Покровска производство стали уменьшится вдвое. Поэтому нужно избавиться от иллюзий и честно признать, что война на истощение для Украины это война как минимум на два фронта. И экономический здесь не менее важен.
Прямое и непосредственное следствие политики свободной торговли без учета долгосрочных перспектив развития национальной экономики и необходимости соблюдения надлежащего уровня экономической безопасности государства требует быстрой реакции на существующие угрозы.
В совокупной структуре импорта товарной продукции Украины за 9 месяцев текущего года доля продукции из Китая является наибольшей и превысила 20%. При том, что торговля с близкой к нам географически Польшей занимает в структуре импорта вдвое меньшую величину (9,9%). Другие страны-партнеры, соответственно, еще меньше: Германия - 7,7%, Турция - 5,9%. Доля товаров китайского производства в отечественном импорте за последние десять лет удвоилась.
В связи с войной имеем угрожающую тенденцию депопуляции страны. По оценкам демографов, численность населения в Украине уже к концу этого года может составить около 28-30 млн человек. По объективным причинам сокращается не только количество населения, но и покупательная способность, благосостояние наших соотечественников, что имеет свое влияние на отечественный бизнес.
Например, корпорация "Биосфера", один из крупнейших игроков украинского рынка производства и дистрибуции товаров для дома, планирует продолжать активную экспансию на иностранные рынки на фоне уменьшения рынка в Украине..
В то же время, по данным Государственной таможенной службы, объем продаж импортных потребительских товаров на рынке Украины средствами электронной коммерции (B2C платформы) за 9 месяцев текущего года составил более 89 млрд грн, что уже выше значений 2021 г., когда выручка иностранных компаний составила почти 62 млрд грн.
Динамика развития этого сегмента рынка впечатляет. Количество международных почтовых и экспресс-отправлений в текущем году уже превысило 54 млн и вероятно, что до конца года будет превышен соответствующий показатель 2021 г. в 69,6 млн отправлений.
При этом, существующие пробелы в отечественном налоговом и таможенном законодательстве приводят к тому, что 99% международной электронной торговли в Украине происходит без обложения таможенными платежами, в том числе без уплаты НДС..
Кроме того, доля товаров китайского происхождения в структуре продаж через электронные B2C платформы выросла с 32% в 2022 г. до 62% в 2024-м.
Должны ли иностранные производители иметь такие налоговые преференции по сравнению с отечественным бизнесом? Вопрос конечно риторический, но имеет абсолютный прагматический смысл для государственного бюджета страны, в которой идет война и в которой концепция локализации закупок должна быть реализована не только в публичном секторе, но и на рынке потребительских товаров для населения.
Итак, должны констатировать, что в нынешних геополитических реалиях примат государственной политики свободных рынков ставит под угрозу экономическую безопасность многих государств в долгосрочной перспективе. Поэтому в этом контексте речь не столько о протекционизме, сколько о равных условиях конкуренции и налогообложения для отечественного производителя.
Для Украины актуальность поддержки украинского бизнеса должна стать основной экономической политики на период не только военного положения, но и дальнейшего восстановления национальной экономики. Как показывает исторический опыт послевоенного восстановления европейских стран после Второй мировой войны, другого пути к благосостоянию государство не имеет.