Новый уровень давления: правоохранителям официально разрешили блокировать бизнес
Новый законопроект позволяет правоохранителям вмешиваться в бизнес-процессы, не имея доказательств виновности
Под вывеской противодействия подкупу должностных лиц иностранных государств депутаты радикально пересмотрели весь порядок привлечения юридических лиц к уголовной ответственности.
Нововововведения создают широкие возможности для своевольного блокирования работы бизнеса, а сфера их применения выходит далеко за пределы расследования преступлений по подкупу иностранцев.
Уголовная ответственность юридических лиц по-новому
С 1 сентября 2014 года юридические лица в Украине стали субъектами уголовной ответственности, если в их интересах или от их имени были совершены определенные категории преступлений, в том числе легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем, создание, руководство преступным сообществом или преступной организацией, использование средств, добытых от незаконного оборота наркотических средств, некоторые коррупционные преступления, преступления против основ национальной безопасности, половые преступления против несовершеннолетних, преступления, связанные с терроризмом и другие.
4 декабря 2024 года Верховная рада приняла закон №11443 о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс относительно усовершенствования механизмов привлечения юридических лиц к ответственности за подкуп должностных лиц иностранных государств, который предоставляет следователям и прокурорам широкое усмотрение в вопросе ограничения деятельности бизнеса.
Необходимость принятия закона объяснялась стремлением Украины к присоединению к Организации экономического сотрудничества, в связи с чем необходимо ратифицировать Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях.
Саконопроект №11443 радикально меняет порядок привлечения к ответственности юридических лиц за совершение от их имени и/или в их интересах уголовных правонарушений. Среди прочего, вводится возможность применения к юридическим лицам дополнительных (нефинансовых) мер уголовно-правового характера, связанных с ограничениями определенных видов деятельности. Отныне к юридическим лицам также будут применять меру обеспечения уголовного производства в виде ограничения деятельности.
До принятия закона для реального ограничения прав юридического лица необходимо было доказать в суде факт совершения его должностными лицами отдельных преступлений, что требовало вынесения соответствующего обвинительного приговора.
Кроме того, именно уголовное производство в отношении юридического лица могло быть начато только после вручения ее должностному лицу сообщение о подозрении в совершении от имени и в интересах такого юридического лица конкретных преступлений, перечень которых является исчерпывающим. Только с этого момента к юридическому лицу могли применяться отдельные меры обеспечения уголовного производства, связанные с расследованием преступления, совершенного его должностными лицами.
Сейчас законодатель отменяет требование о необходимости работнику компании уведомления о подозрении для начала ограничения прав такого юридического лица. Более того, в законе прямо указывается о том, что для ограничения деятельности юридического лица не требуется даже установление физических лиц, непосредственно совершивших преступление.
После вступления в силу закона достаточно будет установить только фактические обстоятельства, которые могут свидетельствовать о причастности юридического лица к совершению преступлений (фактически речь идет о предположении), для того, чтобы существенно ограничивать деятельность такого юридического лица.
Как следствие, принятие соответствующих мер обеспечения уголовного производства не потребует вручения лицу уведомления о подозрении или вынесения обвинительного приговора.
Упрощая процедуру применения к юридическому лицу мер обеспечения уголовного производства законодатель одновременно расширяет перечень ограничений, которые могут возлагаться на юридическое лицо еще до вынесения приговора по делу.
Законопроект вводит возможность применять к юридическим лицам такую меру обеспечения уголовного производства, как ограничение деятельности юридического лица. Это некий аналог меры пресечения в отношении физических лиц.
При наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо может совершать действия по избежанию ответственности или препятствованию досудебному расследованию, к нему могут быть применены ограничения относительно:
- внесение изменений в учредительные документы;
- совершением крупных сделок;
- распоряжение активами (имуществом);
- прекращение юридического лица.
Дополнительно к расширению перечня мер обеспечения уголовного производства, которые могут быть применены к юридическому лицу, законопроект расширяет и перечень мер уголовно-правового характера, которые применяются по приговору суда.
Ранее к юридическим лицам применялись такие меры уголовно-правового характера, как штраф, конфискация имущества или ликвидация. Когда изменения вступят в силу будут введены такие дополнительные (нефинансовые) меры как
- запрет участвовать в закупках;
- запрет пользоваться лицензией;
- запрет участвовать в приватизации;
- запрет участвовать в аренде государственного и коммунального имущества;
- запрет приобретать статус резидента Дія Сити и др.
Возможности для злоупотреблений расширяются
Предохранителем от возможных злоупотреблений расширенными полномочиями должно служить то, что решения об ограничениях будут принимать следственные судьи на основании ходатайств следователей и прокуроров.
При этом каждый практикующий в сфере уголовно-правовой защиты адвокат знает то, что в Украине судебный контроль является формальностью и фактически не работает. Сложилась судебная практика, при которой следственные судьи не исследуют вопрос обоснованности подозрения и не оценивают доказательства.
Якобы все эти действия должны выполняться судом при рассмотрении дела по существу, а следственный судья лишь только устанавливает причастность лица к совершенному преступлению, как бы это сделал независимый сторонний наблюдатель. Следственные судьи при этом также обращают внимание на то, что на этапе досудебного расследования следствие продолжается, собираются доказательства, версии могут меняться.
Такое положение дел предоставляет недобросовестным правоохранителям широкие возможности по злоупотреблениям при инициировании арестов имущества, обысков, мер пресечения. Правоохранители фактически освобождаются от необходимости доказывать обоснованность своих предположений (версий) или подозрения, предоставлять доказательства в их подтверждение.
Нередко при инициировании мер пресечения прокуроры используют такую конструкцию, как "неустановленные лица совершили преступление в неустановленном месте и в неустановленное время", и следственные судьи воспринимают это, отмечая лишь, что вопрос исследования обоснованности подозрения не входит в их компетенцию.
С вступлением в силу закона для официального ограничения деятельности бизнеса правоохранителям надо "установить" фактические обстоятельства, свидетельствующие о вероятной причастности юридического лица к совершению преступлений, а также заявить о том, что существуют основания полагать, что такое юридическое лицо будет уклоняться от ответственности или препятствовать расследованию.
При этом такие предположения даже не надо подтверждать доказательствами, ведь следственный судья все равно их не исследует. В дальнейшем, когда необходимость в ограничении деятельности бизнеса отпадет, версия следствия может измениться, и правоохранители придут к выводу, что юридическое лицо все же не причастно к преступной деятельности.
Ограничения будут сняты и никто не понесет ответственности за их наложение, ведь законопроект не предлагает никаких компенсаторных механизмов возмещения вреда, причиненного применением мер обеспечения уголовного производства к юридическому лицу.
***
Власть постоянно декларирует непримиримую борьбу с притеснениями бизнеса со стороны недобросовестных правоохранителей: создаются специальные структуры, рабочие группы, подписываются меморандумы, принимаются законы.
Но вместо того, чтобы решать истинную причину существования незаконного давления на бизнес в виде фактического отсутствия судебного контроля на этапе досудебного расследования, депутаты принимают законы, которые наоборот расширяют возможности для злоупотреблений. Складывается впечатление, что в ближайшее время бизнес останется один на один с проблемой незаконного давления на него.