Как предотвратить уничтожение Минфином упрощенной системы налогообложения?
Украина в октябре 2024 года в очередной раз подписала Меморандум с Международным валютным фондом об экономической и финансовой политике, который со стороны Украины был скреплен подписями Президента, Премьер министра, Председателя Верховной Рады и Министра финансов.
В Меморандуме уделено значительное внимание упрощенной системе налогообложения, в частности указано, что Украина будет стремиться "сделать экономически нецелесообразным использование системы упрощенного налогообложения для перевода правовой базы трудовых отношений в гражданско-правовую плоскость".
Но эту вполне позитивную инициативу из Меморандума Минфин по своему обыкновению исказил, и изложил ряд крайне негативных пунктов в Национальной Стратегии Доходов. В частности, это такие контрпродуктивные пункты:
-
полное исключение юридических лиц из упрощенной системы
-
внедрение РРО для всех групп ФЛП,
-
внедрение товарного учета для всех групп ФЛП,
-
переход на НДС после достижения оборота 1 млн грн в текущем году
-
ликвидация упрощенной системы для аграриев
-
открытие банковской тайны, возможность ареста счетов и имущества предпринимателей без решения суда.
Так что несмотря на мировой опыт и очевидную причинно-следственную связь эрозии налогов на труд и отсутствия в настоящее время в Украине четких критериев трудовых отношений - Минфин вместо предложений по их внедрению - предлагает по сути превратить упрощенную систему в общую..
В то время как решение проблемы, указанной в Меморандуме с МВФ - уже несколько лет как готово: совместно наработанный аналитическими центрами, бизнес-ассоциациями и депутатами законопроект 5054-1 предусматривает все необходимое для выполнения пункта Меморандума.
Международный опыт и ситуация в Украине
Традиционно, в международной практике четко разделены две категории работников: лица, работающие по трудовому договору, и самозанятые лица, работающие по гражданско-правовым/хозяйственным договорам. Критерии трудовых отношений определены в Рекомендации о трудовом правоотношении №198 Международной организации труда (МОТ) и имплементированы либо на уровне законодательства, либо в доктрине/судебной практике стран мира..
Предлагаемые нормы в законопроекте 5054-1 не являются новацией. Это стала международная практика (США, Великобритании, Австралии), которая также вводит четкие признаки трудовых отношений (принцип презумпции наличия трудовых отношений заключается в том, что в Кодексе законов о труде устанавливаются признаки трудовых отношений, при совпадении которых - работа считается выполняемой, а услуги являются предоставляемыми) в рамках трудовых отношений, независимо от названия и вида договорных отношений между сторонами.
В таком случае, при совпадении определенного количества критериев стороны обязаны заключить трудовой договор.
В Украине определения и признаков трудовых отношений на уровне закона еще до сих пор не было. Но это вовсе не означает, что их не существовало в принципе. Конечно, определение и признаки трудовых отношений есть в любых учебниках по трудовому праву, известны студентам-будущим юристам и инспекторам Гоструда.
Более того, они активно используются в судебной практике. Например, только в последних Постановлениях суда по делу №200/929/19-а, по делу №560/407/19 и в деле №300/2156/19 Верховный Суд применил Рекомендацию №198 МОТ и соответствующие признаки. Но четкой инструкции / нормативной базы, как пользоваться этими признаками - нет, то есть сейчас Гоструда могут привязаться к любому признаку из Рекомендаций, по своему усмотрению, и применить к предприятию значительные штрафные санкции.
Как решить эту проблему в Украине?
Законопроект №5054-1 предлагает урегулировать на законодательном уровне принцип презумпции наличия трудовых отношений. То есть, если совпадут большинство из семи критериев - только тогда проверяющий орган может обратиться в суд и попытаться переквалифицировать такого ФЛП в наемного работника. Соответственно если совпадает 1 или 2 или 3 критерия - то к такому ФЛП не может быть вопросов у проверяющих органов - он настоящий фрилансер.
Позитив такой законодательно закрепленной нормы в том, что она убирает дискрецию в трактовке Рекомендаций МОТ во время проведения судебных заседаний.
В законопроекте №5054-1 указаны следующие признаки наличия трудовых отношений:
личное выполнение лицом работы по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняются работы;
осуществление регулирования процесса труда, носящего постоянный характер;
выполнение работы на определенном или согласованном с лицом, в интересах которого выполняется работа, с соблюдением установленных им правил внутреннего трудового распорядка;
организация условий труда, в частности, предоставление средств производства, обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа;
систематическая выплата лицу, выполняющему работу, вознаграждения в денежной и/или натуральной форме;
установление лицом, в интересах которого выполняется работа, продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
возмещение поездок и других финансовых расходов, связанных с выполнением работы, лицом, в интересах которого выполняется работа.
Эти критерии трудовых отношений выглядят вполне логичными и соответствуют мировой практике, их внедрение поможет четко выявлять схемы "ФЛП вместо найма" и позволит выполнить соответствующий пункт Меморандума с МВФ.
По мнению аналитических центров и бизнес ассоциаций - проект №5054-1 содержит лишь несколько недостатков, которые необходимо исправить ко второму чтению: а) унифицировать критерии трудовых отношений для юридических и физических лиц-предпринимателей, привести их к шести критериям из семи; б) дополнить полномочия инспекции по труду правом обращения в суд относительно критериев трудовых отношений.
Надеемся, что народные депутаты учтут предложения экспертов и бизнес-сообщества и в ближайшее время примут проект №5054-1, сосредоточившись на нужных нормах для минимизации злоупотреблений крупного бизнеса и отбросив вредные предложения Минфина по "ковровым бомбардировкам" микро- и малого бизнеса.
Также крайне важно продолжение и завершение судебной реформы, обеспечение верховенства права в Украине, чтобы этот и другие законы работали наилучшим образом.