Как АРМА стало "золотым парашютом" для россиян
Практика последних трех лет показывает, что санкционная политика Украины в отношении России, которая направляется и координируется совместно с Америкой и коллективным Западом, наиболее оперативно и эффективно реализуется посредством уголовных производств, в рамках которых российские активы арестовываются и передаются в управление Агентству по розыску и менеджменту активов.
Таким образом, еще задолго до того, как собственность россиян национализирует Высший антикоррупционный суд, она уже оказывается под полным контролем украинского государства и начинает зарабатывать для Государственного бюджета.
Однако это в теории. На практике все выглядит совсем иначе. Вместо того, чтобы выступать в роли главного "санкционного-тарана" в противостоянии с россиянами, АРМА вместо этого превратилось в "зонтик безопасности" для них.
Давайте посмотрим, как это происходит на конкретном примере.
Удержания активов
22.11.2024 ВАКС по результатам апелляционного рассмотрения оставил в силе свое решение от 20.09.2024 по делу № 91/4264/24 о взыскании в доход государства активов "Калушского трубного завода", который принадлежал российской группе "Полипластик", которая продолжала работать в Украине несмотря на (1) полномасштабную войну, (2) введенные Европейским союзом и нашим государством санкции, (3) арест и передачу в двух уголовных производствах всех активов КТЗ в управление Агентству.
Как так случилось, что крупнейший в Восточной Европе и российской федерации производитель полимерных высокотехнологичных труб и композитных материалов, до сих пор зарабатывает на заводе в украинском городе Калуш (по данным "YouControl" с 2008 года российский конгломерат заработал на публичных закупках в Украине более 2 млрд грн), и кто из субъектов реализации санкционной политики, ответственных за уменьшение присутствия россиян в экономике Украины, в этом виноват.
Имущественные санкции
В начале Великой войны Евросоюз ввел секторальные санкции в отношении группы "Полипластик", из-за ее приближенности к военно-политическому руководству России. Впоследствии, СНБО применило в отношении названных россиян персональные экономические и ограничительные меры (санкции).
По логике уже этого должно было бы хватить для того, чтобы остановить российский трубный бизнес в Украине. Вместо этого, санкции никакого успеха не имели, "Калушский трубный завод" продолжил работать и по данным "Опендатабот" в первые два года войны наторговал на 84,1 млн грн.
Контроль государства
В конце 2022 года Ивано-Франковский городской суд, по ходатайству ГБР, и Шевченковский районный суд города Киева, по обращению СБУ, арестовали и передали в управление АРМА корпоративные права и недвижимость КТЗ (см. дела №№ 344/12601/22, 344/13211/22, 344/14972/22, 761/22990/22, 761/10558/23).
Агентство должно было безотлагательно обеспечить фактический контроль государства над активами завода, а также чтобы его работа приносила доходы только Государственному бюджету, в частности, срочно оценить и передать их в управление украинской компании.
Однако ничего сделано не было, активы завода до сих пор остаются в фактическом пользовании россиян и приносят им многомиллионные доходы.
За годы бездействия АРМА только провело в июле 2024 года на своем веб-сайте определенные предварительные консультации и анализ рынка, якобы с целью подготовки в будущем тендерной документации по проведению конкурса по отбору управляющего КТС. Однако, в системе Прозорро ни одного конкурса так и не было объявлено.
Внутренняя угроза
С одной стороны, длительное невыполнение Агентством своих обязанностей создало юридические и фактические предпосылки для (1) сохранения россиянами контроля над активами "Калушского трубного завода", (2) сделало невозможным их эффективное использование в интересах государства и общества, (3) затормозило реализацию санкционной политики Евросоюза и Украины против российской федерации.
Однако, с другой стороны, служебная халатность АРМА создала значительно большую угрозу -риски для национальной безопасности Украины, поскольку россияне последние три года не просто продолжали зарабатывать миллионы на КТЗ, а наряду с этим пытались через фиктивное банкротство избежать взыскания своего завода в доход украинского государства, что им почти удалось.
Финансовая несостоятельность
Сразу после того, как ВАКС окончательно национализировал "Калушский трубный завод", Хозяйственный суд Ивано-Франковской области постановлением от 26.11.2024 по делу № 909/130/24 мгновенно прекратил банкротство этого завода, которое в феврале 2024 года инициировали три аффилированные с россиянами компании.
Хозяйственному суду понадобился "волшебный пендель" от СБУ, Министерства юстиции и ВАКС для того, чтобы на девятом месяце рассмотрения дела наконец-то заметить, что
(1) кредиторы связаны (аффилированы) с россиянами;
(2) долг завода, в размере 155,3 млн грн, появился лишь во второй половине 2023 года, во время действия санкций Евросоюза и Украины против группы "Полипластик", а также уголовных арестов и управления Агентства;
(3) кредиторские требования возникли не из производственной хозяйственной деятельности КТЗ, а из отношений передачи денежных средств на условиях возвратной финансовой помощи и вследствие взятия заводом на себя ответственности по долгам других юридических лиц на основании договоров о переводе долга и поручительства.
Диверсионная деятельность
Если внимательно посмотреть в Реестре судебных решений на всю хронологию событий, то можно заметить, что АРМА два года (1) никоим образом не мешало россиянам продолжать контролировать "Калушский трубный завод" и зарабатывать на нем, (2) закрывало глаза на фальсификацию кредиторской задолженности и инициирование фиктивного банкротства завода, чем (3) фактически давало молчаливое согласие на попытку россиян избежать взыскания их активов в доход украинского государства.
Искусственное создание долга КТЗ было незаконным с самого начала, в частности, только в силу запретов, установленных Постановлением Кабмина от 03.03.2022 № 187 "Об обеспечении защиты национальных интересов по будущим искам государства Украина в связи с военной агрессией российской федерации".
Следить за соблюдением этого Постановления должно было Агентство, как временный собственник завода и установщик управления его активами от имени государства. Однако, АРМА почему-то больше года смотрело в другую сторону.
Впрочем, в последний момент в дело о банкротстве КТЗ вмешались Минюст и СБУ, которые объяснили хозяйственному суду, что у него должна быть адекватная ответственная государственническая позиция, а не теневая политика крышевания российских интересов. Если бы этого не произошло, то несмотря на конфискацию ВАКС, россияне в будущем отжали бы обратно свой завод за долги, но уже не у Агентства, а у Фонда государственного имущества Украины.
Государственная измена
"Калушский трубный завод" лишь один из многих российских активов в управлении АРМА, с которыми годами ничего не происходит. В частности, в 2022 году органы досудебного расследования, прокуратуры и суда передали Агентству
ПрАО "Завод по производству ядерного топлива", ПАО "Энергомашспецсталь", ООО "Росатом Восточная Европа", российской государственной корпорации по атомной энергетике "РОСАТОМ", стоимостью 179 млн грн;
сотню предприятий финансовой группы "ВЕСТА" россиянина Павла Фукса, стоимостью 8 млрд грн;
ООО "Газпром сбыт Украина", ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", АО "Институт ЮжНИИПрогаз", ООО "Газпромнефть лубрикантс Украина", имущественные права которых оцениваются в 116,1 млн грн, принадлежащие российской корпорации "ГАЗПРОМ";
АО "Украинские энергетические машины", единственный в Украине производитель турбинного оборудования для гидро-, тепловых и атомных электростанций, с уставным капиталом 1,4 млрд грн (предприятие создано в 2021 году путем объединения двух промышленных гигантов АО "Завод "Электротяжмаш" и АО "Турбоатом");
концерн "Никмас", в состав которого входят ЧАО "Полтавский турбомеханический завод" и ЧАО "НПАО "ВНИИКомпрессормаш".
Этот список можно продолжать еще очень долго. Но главный вопрос заключается в том, что служебная халатность АРМА, аналогично случаю с КТЗ, уже стала системой, которая создает юридические и фактические предпосылки для (1) сохранения россиянами контроля над своими активами в Украине, (2) предотвращения эффективного использования российской собственности в интересах нашего государства и общества, (3) торможения реализации санкционной политики Евросоюза и Украины против российской федерации, что в свою очередь создает значительные риски для национальной безопасности нашего государства.