Украинская правда

Энергоэффективность в Украине – стратегический приоритет на пути восстановления

Энергоэффективность сегодня выходит на передний план государственной политики Украины. После пережитого энергетического кризиса военного времени и на фоне подготовки к вступлению в ЕС тема рационального потребления энергии стала не только вопросом экономии средств, но и вопросом национальной безопасности и устойчивого развития. По оценкам, энергоемкость украинской экономики остается в 3-4 раза выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. Это означает, что для производства единицы ВВП Украина тратит в несколько раз больше энергии, чем ее европейские соседи - ресурс, который страна не может позволить себе тратить впустую. Уменьшение этого расхождения является критически важным для конкурентоспособности экономики и энергетической независимости государства.

Последствия российской агрессии лишь подчеркнули актуальность вопроса. Зимой 2022-2023 годов более 12 миллионов украинцев ощутили на себе отключение электричества, тепла и воды. В таких условиях каждый сэкономленный киловатт приобрел вес стратегического ресурса. В ответ Украина мобилизовала усилия для оперативного восстановления энергосистемы и внедрения энергосберегающих мероприятий - от экстренных ремонтов сетей до кампаний по добровольному сокращению потребления. Вместе с тем стало очевидно: энергоэффективность должна стать не временной антикризисной реакцией, а системной основой послевоенного восстановления и дальнейшего развития.

Украинская экономика традиционно характеризуется высокой энергоемкостью. Отраслевая структура потребления до сих пор смещена в сторону энергозатратных секторов: промышленность и коммерческий сектор потребляют более 40% энергоресурсов, еще около трети приходится на жилой сектор (по данным Международного энергетического агентства (IEA). Многие предприятия используют устаревшие технологии, здания - плохо утеплены, сети - с большими потерями. Проще говоря, мы до сих пор несем энергию теряя ее дорогой. Такое положение вещей бьет по экономике (высокие затраты на энергоносители в себестоимости продукции) и по государству в целом (зависимость от импорта энергоносителей и уязвимость инфраструктуры).

Вызовы усугубляются необходимостью масштабного восстановления после военных разрушений. Тысячи жилых домов и объектов инфраструктуры были уничтожены или повреждены. Это проблема, но и шанс "строить заново лучше", интегрировав современные энергоэффективные решения при реконструкции. Речь идет о соблюдении новых строительных стандартов (например, стандартов почти нулевого потребления энергии для общественных зданий, как это предусмотрено Энергетической стратегией), внедрение систем энергоменеджмента на объектах, модернизацию котельных и теплосетей. Таким образом, восстановление страны может дать толчок к качественному обновлению энергоинфраструктуры.

За последние годы в Украине заложена основа для постепенного снижения энергоемкости. Еще в конце 2021 года был принят Закон "Об энергоэффективности" № 1818-IX, который заменил устаревший закон 1994 года и гармонизировал правила с европейскими директивами. Этот закон имплементировал подходы ЕС, в частности принцип "energy efficiency first" (приоритетность энергоэффективности), стимулировал создание систем энергоменеджмента на государственных объектах и определил национальные цели энергосбережения. Дополнительно, несмотря на все трудности военного положения, Украина продолжила принимать подзаконные акты и нормы: всего в сфере энергоэффективности принято уже 14 законодательных и регуляторных актов, из них семь - после начала полномасштабной войны. Это демонстрирует последовательность государственной политики и неизменность курса на реформы даже в кризисных условиях.

Стратегическое видение зафиксировано в Национальном плане действий по энергии и климату на период до 2030 года (NECP), одобренном правительством в июне 2024 года. NECP определяет энергоэффективность как один из пяти ключевых приоритетов наряду с декарбонизацией, энергобезопасностью, развитием электроэнергетики и газового сектора. Для этого нужно ежегодно внедрять энергосберегающие технологии в промышленности, ЖКХ, транспорте и строительстве. В государственном секторе уже действуют требования к энергоменеджменту: ожидается, что модернизация только государственных зданий даст экономию около 24,9 ГВт-ч в год. Кроме того, правительственные программы стимулируют энергоаудиты, установку умных счетчиков, модернизацию систем теплоснабжения.

Финансовые инструменты также развиваются. При поддержке международных партнеров создан Фонд энергоэффективности, который с 2019 года софинансирует термомодернизацию многоквартирных домов (программа "Энергодом"). По состоянию на ноябрь 2024 года по этой программе успешно завершено около 420 проектов по утеплению и модернизации зданий ОСМД, общая стоимость которых составила примерно 1,6 млрд грн. Хотя война замедлила реализацию программы, сам фонд продолжает работать, а в ноябре 2022 года даже запущена отдельная программа "ВідновиДІМ" для оперативного ремонта незначительных повреждений домов в результате боевых действий. Параллельно государство внедряет и новые механизмы: с 2023 года заработал Государственный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации - фактически "револьверный" фонд, который наполняется за счет поступлений от налога на выбросы CO₂ и направляет эти средства на энергоэффективные проекты для бизнеса и общин. В госбюджете 2025 предусмотрено увеличение финансирования этого фонда до 1,75 млрд грн, что станет дополнительным ресурсом для модернизации промышленности и муниципальной энергетики.

В Украине уже есть успешные кейсы, демонстрирующие эффект от инвестиций в энергоэффективность. В частности, утепление старых многоэтажек через Фонд энергоэффективности ("Энергодом") позволяет уменьшить счета жителей за отопление на 30-50%, одновременно повышая комфорт в квартирах. В частном секторе в свое время успешно работала правительственная программа "теплых кредитов", по которой тысячи семей получили льготные займы на утепление собственных домов, модернизацию котлов или установку солнечных панелей с частичной компенсацией от государства. Такие стимулы позволили многим домохозяйствам существенно сократить потребление газа и электроэнергии, а следовательно - и суммы в платежках.

На уровне общин все больше городов вводят энергоменеджмент и энергоаудит в бюджетных учреждениях. Десятки украинских муниципалитетов при поддержке международных проектов внедрили системы мониторинга энергопотребления, что помогает выявлять и устранять перерасход ресурсов. Несколько громад, пострадавших от боевых действий, воспользовались программами помощи для восстановления социальной инфраструктуры по принципу "build back better" - с современными теплоизоляционными материалами, LED-освещением, автоматическим регулированием тепла и использованием возобновляемых источников. Например, в Киеве при содействии партнеров на трех больницах установлены солнечные панели для резервного электропитания, а в детских садах на Харьковщине - солнечные коллекторы для подогрева воды. Такие локальные проекты не только экономят энергию, но и повышают устойчивость громад к возможным кризисным ситуациям.

Эти примеры наглядно доказывают: повышение энергоэффективности - это окупаемая инвестиция. Уменьшенные расходы на энергоносители высвобождают средства, которые можно направить на другие нужды громады или предприятия. А главное - каждый модернизированный дом, каждый обновленный котел или изолированный трубопровод снижает нагрузку на энергосистему страны, особенно в пиковые периоды.

Украина вступает в 2025-2026 годы с четким осознанием важности энергоэффективности для своего будущего. За последнее десятилетие сделаны заметные шаги - от законодательного поля до конкретных проектов в городах и селах. Государственная политика последовательно поддерживает курс на энергосбережение, что особенно ценно в условиях послевоенного восстановления. Сейчас задача состоит в том, чтобы масштабировать эти успехи. Нужно обеспечить стабильное финансирование программ энергоэффективности, стимулировать бизнес инвестировать в модернизацию производств, развивать рынок энергоэффективных услуг и технологий.

Важным аспектом остается повышение осведомленности и культуры потребления. Энергоэффективность - это не только о государственных программах, но и о ежедневном выборе каждого гражданина. От простого отключения лишнего освещения до комплексной термомодернизации здания - все эти шаги в совокупности дают масштабный эффект.

Для Украины энергоэффективность является своеобразным "скрытым топливом", которое можно черпать без привлечения дополнительных ресурсов - достаточно рационально использовать имеющиеся. Реализуя потенциал энергосбережения, государство не только сократит расходы и импорт энергоносителей, но и приблизится к европейским стандартам жизни для своих граждан. Следующие годы должны стать периодом ускорения этих изменений: восстанавливая страну, мы закладываем фундамент энергонезависимости и устойчивого развития на десятилетия вперед.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.