Украинская правда

АРМА установило барьеры, а не правила. Что не так с конкурсом на управляющего IDS Ukraine

Дискриминация под видом требований: почему конкурс АРМА требует вмешательства АМКУ

Когда государство проводит конкурс на управление такими стратегическими активами, как IDS Ukraine – производителем "Моршинской" и "Миргородской", – рынок должен получить прозрачные правила и равные возможности участия. Именно на такие условия мы рассчитывали, готовя свое предложение.

Однако анализ условий конкурса АРМА продемонстрировал, что ряд требований выписан так, что существенно сужает круг потенциальных участников. Мы не можем игнорировать эти риски, поэтому подали жалобу в Антимонопольный комитет Украины.

Наш шаг – это не попытка сорвать процедуру. Это попытка защитить рынок от недобросовестных практик и добиться прозрачного конкурса, который будет соответствовать закону и логике равного доступа.

Какие требования конкурса вызывают вопросы

Узкая трактовка "аналогичного опыта"

АРМА требует не менее трех договоров, которые одновременно соответствуют очень специфическим критериям: год непрерывного выполнения, конкретный предмет договора, ориентация на компании по производству напитков или детского питания.

Для нашей отрасли – недропользования – это необоснованное сужение. Закон позволяет подтверждать опыт и одним договором, а его продолжительность не является ключевым критерием качества. Девятимесячный успешный проект может иметь значительно больший вес, чем формальная годовая продолжительность.

Такое определение опыта отсекает многих потенциальных участников, которые способны качественно выполнять услуги.

Требование предоставить справку №34-ОПП

Этот документ не предусмотрен для обычных юридических лиц, зарегистрированных в Едином государственном реестре. Однако его требуют в тендере.

Это создает риск искусственного сужения конкуренции и формирования преимущества для заранее подготовленных участников.

Игнорирование опыта управления корпоративными правами

"Геологическая Инвестиционная Группа" имеет многолетний опыт управления корпоративными правами различных бизнесов – компетенцию, непосредственно релевантную для управляющего активами.

Но тендер не позволяет использовать такие кейсы для подтверждения квалификации. Участникам предлагают доказывать опыт исключительно по узко определенным договорам. Это нелогично и не соответствует природе самих услуг.

Вместе с тем, важно отметить, что участники должны иметь по меньшей мере годовую историю аренды офиса или материально-технической базы с обязательными безналичными платежами. Это требование не влияет на способность управлять активами, но автоматически отсекает новые, но компетентные компании.

Требования, противоречащие будущей логике закона

Особенно дискуссионным выглядит акцент на опыте в производстве напитков. Новый закон об АРМА, который вступит в силу уже с января 2026 года, наоборот, будет запрещать участие в конкурсах компаниям, которые могут быть конкурентами бизнеса, активы которого передаются в управление.

То есть закон движется к минимизации конфликта интересов, тогда как нынешние условия конкурса – в обратном направлении. Это создает не только риски предвзятости, но и угрозу репутационных и юридических проблем для всего процесса.

Почему "Геологическая Инвестиционная Группа" обратилась в АМКУ

Мы просим Антимонопольный комитет: принять жалобу к рассмотрению, оценить наличие дискриминационных положений в тендерной документации и обязать АРМА устранить недостатки и обеспечить равный доступ всех добросовестных участников.

Наша позиция проста: мы готовы участвовать в конкурсе, но только в равных и законных условиях.

Что этот кейс означает для рынка и государства

Эта ситуация может стать тестом на зрелость системы управления арестованными активами. Если конкурс проводится с ограничениями, не имеющими рационального обоснования, это подрывает доверие к процедуре и создает риски неравенства.

Если же АМКУ признает необходимость корректировки условий – это станет важным сигналом: рынок может рассчитывать на честную конкуренцию, а государство – на эффективное управление активами.

Наша цель – участие в прозрачном и конкурентном процессе. Мы готовы предложить государству экономически выгодные решения и профессиональную экспертизу. Но эффективный результат возможен только тогда, когда все участники имеют равный доступ, а правила соответствуют закону и здравому смыслу.

Вместозаключения

Справедливый и открытый конкурс – это не формальность, а залог того, что стратегические активы государства будут работать на экономику, инвесторов и общество. Поэтому важно не только соблюдать букву закона, но и обеспечить реальную конкуренцию, в которой побеждают профессионализм и прозрачность, а не искусственные преимущества.

Ситуация с условиями отбора управляющего для IDS Ukraine показала, что рынку нужно больше предсказуемости и меньше дискреции. Мы верим, что регуляторы услышат аргументы бизнес-сообщества и откорректируют правила так, чтобы они соответствовали как будущей логике законодательства, так и базовым принципам добросовестной конкуренции. Только при таких условиях государство может получить эффективных партнеров, а система управления арестованными активами – реальное доверие и устойчивость.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.