Акцизная политика военного времени
В 2023 году Украина заняла 1 место в мире по соотношению расходов на оборону к ВВП. Как государство планирует компенсировать это налогами?
Война кардинально изменила условия формирования и приоритеты отечественной фискальной политики. Потребность защиты независимости и суверенитета государства обусловили необходимость стремительного роста расходов бюджета на оборону и безопасность.
По данным экспертов Stockholm International Peace Research Institute, Украина в 2023 году занимает 1 место в мире по показателю соотношения расходов на оборону к ВВП - 37%. А по объему военных расходов - 8 место, обойдя Францию и почти вплотную приблизившись к Германии.
Государство продолжает осуществлять выплаты по всем взятым на себя обязательствам - социальным, функционированию критической инфраструктуры, обслуживанию и погашению государственного долга. Налоговые поступления играют важную роль в финансировании военных расходов.
В случае Украины займы, полученные от иностранных кредиторов, не используются для военных нужд. Основным источником их финансирования являются налоговые поступления и внутренние заимствования.
Известное классическое правило: "Налоги - очень непопулярная вещь в обществе, однако их наивысшая популярность приходится на период войны". Война сплачивает население, которое в течение этого времени готово идти на серьезные жертвы, понимая целесообразность и необходимость роста налоговой нагрузки.
Американский президент Вудро Уилсон столетие назад отмечал, что чем больше военных расходов будет профинансировано за счет налогов, тем меньше финансового бремени будет перенесено на следующие поколения. Мировой опыт напоминает нам, что в период затяжных войн повышение налоговой нагрузки неизбежно.
Классическим инструментом привлечения дополнительных ресурсов в государственную казну, который использовался правительствами в военное время, было повышение акциза. Так, увеличение ставок акцизного налога применялось в большинстве стран, которые были участниками интенсивных военных конфликтов.
В течение І и ІІ мировых войн власти многих стран, в частности США и Великобритании, использовали рост акциза как первоочередную меру фискальной политики для аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов на войну..
Но этих фискальных усилий оказалось недостаточно, что обусловило необходимость беспрецедентного повышения ставок налогов на труд и капитал. В США в течение ІІ Мировой максимальная ставка налога на доходы была увеличена до 94%, введен налог на "сверхприбыль" в условиях войны, предельная ставка этого налога достигала 90%..
Кстати, похожие акценты реализации фискальной политики военного времени демонстрирует и Украина. Ведь 28 ноября подписан закон №11416-д, который предусматривает повышение военного сбора и расширение перечня его плательщиков; увеличение ставки налога на прибыль для банков и небанковских финансовых учреждений.
Длительность и характер современной войны требует увеличения финансирования программ национальной обороны. Поэтому фискальные преференции, которые ввели на начальном этапе полномасштабного вторжения, постепенно отменялись и правительство вынуждено переориентировать фокус фискальной политики на дополнительную мобилизацию налоговых поступлений.
Если в 2022 году объем налоговых поступлений сводного бюджета составил 1,34 трлн грн, то в 2023 году - 1,64 трлн грн, в 2024 году ожидается поступление налогов на сумму более 2 трлн грн.
Национальная стратегия доходов до 2030 года предусматривает постепенное увеличение ставок налогов, расширение налоговой базы, усовершенствование инструментария администрирования налогов, активное противодействие схемам уклонения от налогообложения и снижение уровня теневой экономики.
Значительное внимание уделено и акцизной политике. В 2024 году реализуются мероприятия по повышению фискальной значимости акциза. Увеличение его поступлений усилит способность государства выполнять его задачи и функции.
В июле утвержден план увеличения акцизного налога на топливо до минимального уровня, который установлен в Европейском Союзе (далее ЕС), с 2028 года. Первый этап роста ставок стартовал с 1 сентября 2024 года, акциз на бензин увеличился на 14% до 242,6 евро/1000 л; на дизельное топливо на 27% до 177,6 евро/1000 л, на сжиженный газ - втрое до 148 евро/1000 л.
До 2028 года предусмотрен рост ставок акцизного налога на бензин на 48%; на дизельное топливо - на 87,5%, на сжиженный газ - на 68,9%. Авторы отчета Европейской комиссии по прогрессу Украины в рамках Пакета расширения ЕС отмечают, что принятые изменения приближают ставки акциза в Украине к европейскому уровню.
Следующей подакцизной группой, которой коснется увеличение акцизной нагрузки, являются табачные изделия. Разработанные предложения в налоговое законодательство приняты парламентом в первом чтении и рекомендованы профильным комитетом Верховной Рады во втором.
Ключевой новацией законопроекта №11090 является установление ставок налога в евро по аналогии с топливом, и утверждение графика приближения ставок к минимальному уровню, который действует в ЕС - 90 евро/1000 шт. сигарет, с 2028 года.
Законопроект №11090 учитывает устоявшуюся и результативную в ЕС практику дифференциации ставок налогообложения табачных изделий, что позволит предотвратить расширение нелегальных рынков табачных и никотиносодержащих изделий и бюджетных потерь.
С 1 января 2025 года минимальная акцизная нагрузка на сигареты возрастет до 78 евро за 1000 шт., а ставка акциза на табакосодержащие изделия для электрического нагрева (ТИЭН) должна увеличиться до 70,4 евро. Таким образом, с 2025 года дифференциация будет составлять менее 10%.
Предполагается дальнейшее повышение ставок акциза на табачные изделия на 2026-2028 годы. Так, минимальный акциз на сигареты будет расти на 5% ежегодно, достигнув уровня 90 евро, а ставка акцизного налога на ТИЭН за 3 года должна повыситься до 72 евро.
Налоговые новации релевантны положениям Национальной стратегии доходов и согласованы с представителями международных финансовых организаций (в частности Международного валютного фонда - МВФ), которые выступают финансовыми донорами в период полномасштабного вторжения.
В июне 2024 года МВФ указал на серьезную проблему нелегального рынка табачных изделий в Украине, что приводит к бюджетным потерям в диапазоне от 17 до 31 млрд грн. Это требует повышения результативности политики противодействия нелегальному обороту табачных изделий.
Необходимо отметить, что скоординированные действия власти в 2024 году привели к определенному снижению показателя теневого рынка сигарет, что является также важным шагом в наполнении бюджета. В ноябре 2024 года МВФ допускает дифференциацию ставок акциза для различных категорий табачных и никотиносодержащих изделий на уровне до 50%, одновременно указывая на необходимость сбалансированности целей акцизного регулирования.
Экономический советник республиканской партии США, к которому прислушивались как Рональд Рейган, так и Дональд Трамп, Артур Лаффер замечает, что политика налогообложения табачных изделий должна быть сбалансированной.
Это проявляется в увеличении поступлений в бюджет и ограничении распространенности курения, а не перехода потребителей к нелегальному рынку. Привлечем внимание лишь к одному факту. По оценкам Киевского международного института социологии, в 2023 году уровень потребления электронных сигарет (16,1%) и ТИЭН (18,3%) в структуре потребления табачных изделий были почти идентичным.
Но поступления акциза от ТИЭН (по данным Государственной налоговой службы Украины относительно реализованных марок акцизного налога - 12,63 млрд грн) в 2023 году - почти в 30 раз выше по сравнению с уплаченным акцизом с жидкостей для электронных сигарет (0,43 млрд грн). Функционирование легального и нелегального рынков обеспечивают диаметрально противоположные результаты для бюджета.
Таким образом, акцизная политика военного времени должна быть направлена на обеспечение устойчивой фискальной базы бюджета, за счет как роста ставок, так и детенизационных мер, которые являются приоритетными и неотложными. К тому же, современные евроинтеграционные процессы обусловливают необходимость приближения отечественной акцизной политики к стандартам и практикам ЕС.