Украинская правда

Жирный атом. Что и у кого закупил "Энергоатом" на 75 миллиардов

Как в государственном "Энергоатоме" действовала теневая схема хищения средств на тендерах и на сколько десятков миллиардов она была распространена.

В последние дни украинцы вживую следят за драматической историей, о которой когда-то Netflix снимет мини-сериал и которую, вероятно, будут сравнивать с Уотергейтским скандалом. Речь идет об операции "Мидас" – расследование, которое детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) вели полтора года.

В центре этой истории оказался "Энергоатом" – государственный оператор украинских атомных электростанций (четыре включая оккупированную Запорожскую АЭС).

Под прикрытием высокопоставленных чиновников там действовала теневая вертикаль: от "кураторов" в Министерстве энергетики до бэк- офисов в центре Киева, где велась "черная бухгалтерия" и "отмывались" – переводились в наличные – десятки миллионов долларов.

Суть схемы заключалась в получении "откатов" с тендеров, которые проводила компания, закупая товары и услуги, которые могли составлять 10-15% стоимости контрактов.

За последние полтора года в "Энергоатоме" значительно увеличилось денег для таких сделок. Как известно, в июне 2024 года тариф на электроэнергию для населения вырос сразу на 64%. С тех пор домохозяйства платят 4,32 грн за кВт-ч и благодаря этому компания должна была получать дополнительно около 80 млрд грн в год.

"Энергоатом" сразу взялся "осваивать" эти средства, хотя публично отрицал сообщения СМИ о появлении "дополнительных" денег, называя это выполнением специальных обязанностей (PSO) на энергорынке. В компании отмечали, что она вообще не является бенефициаром повышения тарифов на электроэнергию.

Что именно, на какую сумму, у кого и с какими "заточками" покупал "Энергоатом"?

По данным модуля аналитики "Прозорро", с начала большой войны до ноября 2025 года "Энергоатом" провел закупки и подписал 1,3 тыс. соглашений с подрядчиками на 37,4 млрд грн (отдельно есть пока нереализованный контракт с 2023 года на 16,4 млрд грн с американской Westinghouse Electric на поставку ядерных установок). Вместе с филиалами АЭС – более 11 тыс. закупок на 75 млрд грн.

Медиа регулярно фиксировали завышенные цены в тендерных сметах "Энергоатома". Издание "Наші гроші", которое анализирует госзакупки, публиковало красноречивые заголовки о таких случаях. Так, сообщалось, что сера для компании обошлась на 39% дороже (в пересчете на доллары) по сравнению с предыдущим годом.

В других материалах отмечалось, что закупочные цены в "Энергоатоме" и его подразделениях систематически выше, чем у НЭК "Укрэнерго" или похожих заказчиков.

Однако формально все выглядело законно, тендер есть тендер: победители определены, договоры заключены. Однако, как выяснилось, реальной конкуренции не было. Тендеры часто были фиктивными: инсайдеры заранее знали, кто станет победителем, и именно эти "свои" поставщики соглашались на неформальные договоренности.

Конкуренция на таких аукционах сводилась к минимуму: сторонние фирмы либо не допускались, либо сами не подавались, понимая, что торги проходят "для своих".

Одной из ключевых коррупционных комбинаций стала схема "Шлагбаум". В августе 2024 года правительство приказом Минстратегпрома №95 включило "Энергоатом" в перечень должников, в отношении которых во время военного положения останавливаются исполнительные производства. То есть компания временно могла не платить долги кредиторам (приказ вступил в силу 29 августа 2024 года). Эта лазейка позволила вручную согласовывать выплаты только с "нужными" подрядчиками. Это была финальная часть схемы.

Еще до того, как подрядчик становился сговорчивым и соглашался на "откат", нежелательных отсеивали на этапе подписания договора. Для этого, по данным источников ЭП, "Энергоатом" и его структурные подразделения применили другую тендерную "заточку": отсрочка оплаты на 180 дней и более после поставки товара или оказания услуги. Такое условие появилось в 2023 году и массово внедрялось в дальнейшем.

Анализ базы Prozorro показывает, что из всех тендеров "Энергоатома" и отдельных АЭС, проведенных в течение 2023-2025 годов, в половине договоров была прописана отсрочка платежа на 180 дней. В 2025 году уже 80% закупок осуществлялись с отсрочкой платежа на полгода и более. Поэтому в 2024 году среднестатистический тендер имел 150 дней оплаты, хотя до большой войны компания рассчитывалась с поставщиками обычно в пределах 40 рабочих дней.

Для сравнения: у НЭК "Укрэнерго" средний срок оплаты поставщикам и сейчас составляет около 15 суток, как и у большинства других крупных заказчиков.

Принять такие жесткие условия контракта согласится не каждый потенциальный поставщик, ведь выплата "в течение 180 дней" зависит от доброй воли заказчика. Такая отсрочка превращается в инструмент давления: хочешь получить деньги быстрее или вообще получить их в полном объеме – должен "договариваться". Это и есть один из механизмов вымогательства "откатов".

Масштабы аферы впечатляют: по оценкам НАБУ, потери государства от деятельности этой группы могут превышать 100 млн долл. Это только задокументированная часть. Учитывая потраченные на тендерах суммы, цифра может быть существенно больше.

Энергоатом НАБУ корупція Prozorro госзакупки