Поза межами можливого. Відвідайте щорічну премію УП 100
Десять приоритетов для нового министра экологии

Десять приоритетов для нового министра экологии

Главная задача - обеспечить максимальную прозрачность использования недр. Это позволит свести к минимуму коррупцию и привлечь иностранных инвесторов.
Четверг, 4 февраля 2016, 17:47
Светлана Коломиец, заместитель министра экологии и природных ресурсов - руководитель аппарата

Министерство экологии в течение долгого времени остается без руководителя.

Работа, тем не менее, не останавливается, и нового министра, которого, надеюсь, парламент назначит в скором времени, ждет немало приоритетных задач.

Как правило, новые министры приходят со своими командами и идеями.

В то же время, как человек, проработавший министерстве более года, считаю важным просуммировать все усилия и составить возможные приоритеты для будущего руководителя. Разумеется, перечень далеко не исчерпывающий.

Реклама:

У министерства в десятки раз больше задач, которые необходимо выполнить, чтобы навести хотя бы минимальный порядок в отрасли.

Здесь приведен лишь список начатых реформ или же того, чем министерство готово незамедлительно заняться при появлении первого лица.

Создание системы управления отходами в стране

Первым шагом, считаю, должно стать принятие рамочного закона "Об отходах" в новой редакции, разработанной Минприроды при участии экспертов, ученых, представителей общественности.

Законопроект направлен на имплементацию соответствующей директивы ЕС и призван закрепить основные европейские стандарты и принципы в обращении с отходами в украинском законодательстве. Также нам нужна единая стратегия обращения с отходами, основанная на рамочном законе и директивах ЕС.

Инвестиционным барьером №1 для развития сферы переработки мусора согласно недавнему исследованию ЕБРР в Украине были признаны не финансово-экономические факторы и не проблемы в законодательстве, а отсутствие единой и четкой стратегии обращения с отходами в стране.

Реформа экологической инспекции

Нынешнее руководство экологической инспекции подготовило концепцию реформирования этой структуры, а также проекты законов и постановлений Кабмина, необходимые для ее воплощения в жизнь.

Пока экологическая инспекция будет оставаться одним из самых коррумпированных органов в стране, обеспечить надзор над исполнением природоохранного законодательства будет некому.

План действий простой: провести обсуждение концепции реформы с экспертами и общественностью, презентовать правительству, утвердить и воплощать в жизнь.

Ключевые элементы реформы следующие.

1. Полная ликвидация старой структуры, формирование и набор с нуля в новые территориальные органы сотрудников на конкурсной основе, прозрачно и открыто.

2. Переход от оценки работы инспекции по количеству проверок и сумме насчитанных штрафов к оценке по качественным показателям - уменьшение уровня загрязнения окружающей среды.

3. Создание подразделений оперативного реагирования на нарушения.

4. Минимизация количества проверок путем внедрения автоматического дистанционного контроля основных источников выбросов на промышленных предприятиях в режиме онлайн.

Реформа управления Чернобыльской зоной

В 2017 году заканчиваются крупные проекты, осуществляемые ЕБРР в зоне отчуждения за деньги стран-доноров - сооружение безопасного "конфайнмента" на Чернобыльской АЭС и строительство хранилища отработанного топлива.

Хотя до сдачи объектов еще не менее полутора лет, уже сейчас стоит подумать о будущим зоны отчуждения: какие функции какие предприятия и за чей счет будут выполнять, кто оплатит разборку четвертого энергоблока ЧАЭС.

Ответы на эти и другие вопросы министерство совместно с администрацией зоны отчуждения готовит уже сейчас. Подготовку видения будущего развития зоны отчуждения планируется завершить к 30-й годовщине аварии на ЧАЭС.

Одним из ключевых элементов новой системы управления чернобыльской зоной должен стать Чернобыльский радиационно-биосферный заповедник, проект указа о создании которого Кабмин уже направил в Администрацию президента.

Нельзя забывать и об огромной инфраструктуре и технологическом потенциале зоны. При правильном управлении этой промышленной площадкой она способна не только окупать расходы на свое содержание, но и давать государству прибыль.

В 2016 году мы отметим 30-ю годовщину аварии на ЧАЭС. Эта страшная трагедия понемногу стирается в памяти людей, и круглая дата - отличная возможность напомнить и надлежащим образом почтить тех, кто героически положили жизни и здоровье во имя ликвидации аварии и преодоления ее последствий.

Этот год президент объявил годом чествования участников ликвидации последствий аварии и памяти ее жертв. Задача правительства и Минприроды в частности - дать почувствовать людям, пострадавшим за нашу жизнь и безопасность, что их героизм не забыт, о них помнят и заботятся.

Также эта круглая дата - повод еще раз задуматься и обсудить уроки, которые Украина и мир смогли вынести из этой страшной трагедии.

Утверждение климатической стратегии

Команда Минприроды совместно с экспертами международных организаций разработала концептуальные основы государственной климатической политики. Проект требует дальнейшего рассмотрения и утверждения правительством.

Этот документ - основа для разработки энергетической стратегии и других отраслевых документов, связанных с климатической политикой. Утверждение государственной климатической стратегии является обязательством всех стран-участниц Рамочной конвенции об изменении климата ООН, то есть и нашим тоже.

Еще одна важная задача - обеспечить надлежащее представительство и работу украинской делегации на грядущих климатических встречах в Бонне и Маракеше.

В состав делегации должны входить эксперты и опытные переговорщики. Состав не должен подвергаться постоянным изменениям при смене руководства Минприроды, иначе невозможно обеспечить последовательность отстаивания интересов Украины в международных климатических процессах.

Консолидация функций по управлению природными ресурсами

Минагрополитики не раз заявляло, что поскольку Госводагентство обеспечивает мелиорацию сельскохозяйственных земель, то Минприроды должно передать этот орган Министерству аграрной политики.

Перед новым министром будет стоять задача не допустить передачи Госводагентства. Более того, нужно вернуть в сферу управления Минприроды Лесагентство, "подаренное" Януковичем экс-министру АПК Присяжнюку.

Все функции по управлению и рациональному использованию природных ресурсов должны быть консолидированы в Минэкологии, иначе бездумная их эксплуатация в хозяйственных целях без учета требований охраны окружающей среды и принципа устойчивого развития приведет к необратимым последствиям.

Создание электронного центра управления природными ресурсами

Задача является логическим продолжением предыдущей. В ноябре 2015 года министерство и секретариат Кабмина приступили к созданию ситуационного центра Минприроды или центра управления природными ресурсами.

Речь идет об электронной системе, которая позволит в одном интерфейсе одновременно видеть базы геопространственных данных, которые принадлежат разным держателям: кадастр водных объектов, земельный кадастр, лесной фонд, кадастр объектов природно-заповедного фонда.

Это улучшит качество управленческих решений, так как позволит рассматривать любую территорию в комплексе - от запасов природных ископаемых под землей до ценных пород деревьев и водных объектов на ней, и с учетом всех данных принимать решения о распоряжении теми или иными природными ресурсами.

Развитие природно-заповедного фонда

Согласно Государственной стратегии регионального развития, до 2017 года доля "заповедности" должна вырасти до 11%, а к 2021 году - до 15% площади страны. Такой показатель является общепринятым для европейских государств. Сейчас процент "заповедности" составляет не более 7% территории Украины.

В связи с этим нужно завершить начатые процессы по созданию заповедников и расширению существующих объектов заповедного фонда. Подготовительную работу департамент заповедного дела провел по 15 объектам.

Другие приоритеты в этом направлении - развитие профильного образования и привлечение молодых профессионалов к работе в национальных парках и заповедниках, сохранение взятого министерством курса на открытость и прозрачность процессов назначения руководителей объектов ПЗФ.

Парки должны стать ближе к людям. Это значит, что необходимо развивать рекреационный потенциал национальных парков и оказывать туристические услуги в строгом соответствии с природоохранным законодательством. Это позволит развиваться местным общинам вокруг национальных парков.

Восстановление системы мониторинга

Следует говорить именно о восстановлении системы мониторинга, так как вследствие ряда управленческих решений в прошлом - ликвидации территориальных органов Минприроды, перехода Гидрометцентра в систему МВД - общегосударственная система фактически разрушена.

Минприроды является органом, ответственным за сбор и обработку данных от одиннадцати различных субъектов экологического мониторинга.

Данные от этих субъектов поступают в разных формах, их консолидация требует большого количества людских ресурсов, которых просто нет. В конце концов, это все равно не дает объективной и понятной для граждан картинки состояния окружающей среды в конкретном населенном пункте или хотя бы области.

Необходимо максимально автоматизировать систему сбора и обработки данных, создать простой интерфейс для доступа людей к информации. Затем необходимо обновить сеть пунктов наблюдения, с которых поступают данные.

Реформа недропользования

Первоочередная задача для нового министра - обеспечить внесение изменений в постановления Кабмина №615 и №594, которые регламентируют предоставление недр в пользование и проведение аукционов. Пакет изменений был наработан и презентован Минприроды еще прошлой осенью.

Изменения обеспечивают максимальную прозрачность аукционов по продаже разрешений на использование недр, приводят эту процедуру в соответствие с европейскими требованиями и минимизируют количество исключений, которые позволяют получать недра в пользование без аукциона на непрозрачной основе.

С одной стороны, изменения сводят к минимуму возможности для коррупции, с другой - позволяют привлечь иностранных инвесторов, готовых вкладывать в разработку украинских месторождений, но не делающих этого в силу непрозрачности и сложности процедур.

Восстановление Донбасса

Необходимо включить функции, связанные с работой по восстановлению Донбасса, в положение о Минприроды и сформировать сектор в структуре центрального аппарата, который отвечал бы за это направление.

Донбасс - один из наиболее экологически неблагополучных регионов Украины. Даже сейчас, когда он переживает сложные времена и экономический спад, ситуация остается тяжелой и усложняется войной. Именно поэтому мониторингу экологической ситуации на Донбассе нужно уделять особое внимание.

Второй блок задач - способствование восстановлению края на новых основах. Нужно создавать инновационные предприятия, использовать энергетически эффективные технологии, развивать новые отрасли экономики вместо восстановления старых энергоемких и загрязняющих природу производств.

Список далеко не полный и не выстроен в порядке приоритетности. Невозможно определить, что важнее: мониторинг экологической ситуации в зоне АТО или развитие заповедного фонда, реформа недропользования, которая может принести миллионы инвестиций, или климатическая стратегия государства.

Имплементация европейских директив - отдельная важная тема.

Хаотичная политика изменения структуры министерства и ликвидация территориальных органов ведомства в 2012 году обернулись вредительством.

Без надлежащей вертикали исполнительной власти и качественного контроля ведомство не может в полной мере реализовывать планы развития отрасли. Решение этой задачи будет одним из ключевых вызовов для нового министра.

Понять, чем должно заниматься министерство, просто: закон "Об основных принципах государственной экологической политики на период до 2020 года", утвержденный в 2011 году, ничуть не утратил актуальности.

Документ часто критикуют, однако более комплексного стратегического плана в области государственной экологической политики пока нет. Собственно, закон и должен стать настольной книгой нового министра.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: