Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Что теряет Украина без урегулированного рынка криптовалют

Как работает регуляция криптовалют в ЕС, какой она должна быть в Украине, и что мы имеем сейчас? (укр)

Европейский союз очень долго шел к регулированию криптовалют. Так, отдельные его страны разрабатывали нормативные базы и использовали преимущества цифровых активов – так, еще в 2015 году Эстония решила освоить преимущества блокчейна и запустила программу e-Residency для привлечения специалистов из других стран с целью цифровизации, что и вызвало бум криптокомпаний. Тогда же страна признала BTC платежным средством.

Отсутствие прозрачных правил обусловливало повышенную неопределенность в работе криптокомпаний, что ограничивало развитие инноваций и привлечение инвестиций. Но в 2023 году Евросоюз одобрил единый свод правил для всех его участников (27 стран) – неидеальный, громоздкий, но очень важный шаг на пути крипторегулирования.

Регуляция в Европе: каким станет рынок с приходом MiCA

Впервые общий законопроект был предложен осенью 2020 года, как часть стратегии регулирования цифровой экономики. В течение трех лет он прошел несколько стадий и был одобрен только в мае 2023 года. Он применяется во всем союзе без необходимости принятия законов об интеграции.

  • MiCA вводит определение "крипто", как актива на основе блокчейна, и разделяет его на три основных вида: электронные деньги (e-money), токены управления (utility), токены с привязкой к другим активам (asset-referenced).
  • MiCA вводит обязанность для провайдеров услуг, связанных с криптоактивами (CASPs), предоставлять полную информацию об операциях с криптоактивами. Это означает, что транзакции с криптой будут тщательно отслеживаться для предотвращения незаконной деятельности.
  • Аналогично традиционным банковским переводам, операции с криптоактивами должны сопровождаться информацией об отправителе и получателе (имплементация "Travel Rule"). Такие требования нацелены на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.
  • Платформы должны проверять данные о клиентах и транзакциях, проверять личность и определять, входит ли человек в санкционные списки. Клиенты некастодиальных сервисов обязаны самостоятельно передавать данные.

Важное замечание! MiCA имеет очень громоздкую структуру, поскольку ее создавали так, чтобы ее правила одновременно работали во всех юрисдикциях Евросоюза. Но даже несмотря на это, MiCA – пока что самый прозрачный и массовый закон о регуляции. Унификация правил для 27 стран потребовала долгой и тяжелой проработки, но позволила упростить работу для всех – и пользователей, и бизнеса, и государств.

Регуляция в Украине: два законопроекта, основанные на MiCA

Важно отметить, что изначально инициатором регулирования в Украине выступило Министерство цифровой трансформации – профильный орган, ведущий постоянный диалог со всеми сторонами индустрии: от бизнеса до криптовалютного сообщества.

По их версии законопроекта, предложенного еще в 2021 году, регуляторами сектора должен был стать новый орган под патронажем самой Минцифры, а также НКЦБФР и НБУ. Но в октябре того же года президент отправил документ на доработку – в итоге правок от создания нового органа было решено отказаться.

НКЦПФР – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Ее отношение к криптовалютам схоже с позицией SEC США – все активы должны регулироваться по концептуально, и содержательно схожим правилам, что и ценные бумаги и фонды.

Регуляторами стали НБУ и НКЦБФР. Закон был подписан, но так и не вступил в силу.

Основная причина одна – ожидание поправок в Налоговый кодекс, чья разработка затянулась, а позже вообще усложнилась с появлением необходимости гармонизации национального законодательства с уже принятой MiCA.

Это стало необходимо из-за нового статуса страны – кандидата в члены ЕС – и рекомендаций Международного Валютного Фонда. Согласно меморандуму с МВФ новая версия закона и налоговых поправок должны быть готовы к концу 2024 года.

На сегодня – в октябре 2024 года – существует две версии законопроекта. Это №10225 от НКЦБФР и №10225 -1 Минцифры. В основе каждого из них лежит европейский свод криптовалютных положений MiCA, однако, как говорится, дьявол кроется в деталях.

№10225 от НКЦБФР

Основа №10225 от НКЦБФР – свод правил MiCA – особенно в части FATF (борьба с отмыванием), налогов, авторизации бизнеса в стране. Это беспрецедентно строгая регуляция с широким правом на вмешательство и контроль участников рынка.

  • Криптовалюты, имеющие признаки классических финансовых продуктов, могут быть определены не как "виртуальные активы", а значит, их регулированием займется профильное ведомство. Например, на НБУ возложили регуляцию определенного типа токенов, таких как токены, имеющие признаки электронных денег. Это может вызвать путаницу как в бизнесе, так и среди регуляторов.
  • Авторизация бизнеса занимает сорок дней и требует немалого взноса, который будет достигать 1,36 млн грн. При этом лицензию нужно оплачивать ежегодно. Также документ предусматривает сногсшибательные штрафы создавая предпосылки для коррупции – до 12,5% с оборота сервиса или до 200 млн грн.
  • НКЦБФР предлагает облагать налогом любые - операции, приводящие к росту капитала, в частности обычные переводы и обмен, например, конвертацию BTC на ETH. Такой подход не просто усложняет администрирование налоговых сборов, а по факту делает его почти невозможным.
  • Проект вводит беспрецедентные возможности прямого вмешательства в работу компании и ее управление.

Документ НКЦБФР основан на базе MiCA которая во многом не учитывает юрисдикции. И если в контексте ЕС, он является рабочим инструментом, обязанным учитывать тонкости 27 законодательств, то в контексте Украины эта сложность может не подойти в связи с совершенно другой законодательной спецификой нашего рынка.

№10225-1 от Минцифры

В то же время Минцифры, также основываясь на правилах MiCA, сделала проект по "мотивам". Регулятор взял из закона самые прогрессивные части, которые подходят под условия украинского рынка цифровых активов, облегчив их с точки зрения структуры – убрал все лишнее, что может помешать или замедлить развитие индустрии.

  • Законопроект основывается на положениях MiCA и FATF, но делает упор на более четком определении криптоактивов, более понятных и более предсказуемых правилах для участников, а это как мы знаем способствует развитию сферы. Регуляторы здесь уже другие – Минцифры и НБУ.
  • Единственный критерий определения криптоактивов – наличие или отсутствие технологии распределенного реестра в его основе, что исключает любую - неопределенность в зоне регулирования. В этой части проект отходит от классификации MiCA и представляет значительно более удобный подход, ранее не предложенный нигде.
  • Документ предлагает бессрочную авторизацию криптопровайдеров в течение 30 дней за сбалансированную плату. Майнинг не потребует авторизации вообще. В перспективе правила авторизации могут быть полностью автоматизированы.
  • Минцифры предлагает облагать налогом только операции "выхода" – продажа активов за гривну и другие фиатные валюты, товары или услуги. По части налогов они предлагают льготную ставку в зависимости от времени работы на рынке. Процедуры максимально упрощены и нацелены на привлечение криптобизнеса для ведения деятельности в Украине.

Также стоит заметить, что после обретения членства в ЕС, криптопровайдеры в Украине получат доступ ко всему Европейскому рынку цифровых активов, что также является хорошим стимулом для бизнеса при выборе будущей юрисдикции.

Каким может быть крипторынок в Украине

В этой статье хотелось бы отметить самый важный момент, главное отличие двух проектов – документ от НКЦБФР, нацеленный на создание беспрецедентно строгих рамок для всей индустрии, что в результате может привести к негативным последствиям для развития крипторынка. Часто идет вразрез с его сутью и не учитывает динамичного развития сферы.

Коллеги криптоэксперты из MNBC создали инфографику, которая максимально точно и кратко передает суть законопроекта 10225-1. Не могу не поделиться ею с вами:

Пытаясь создать максимально адаптированное регулирование, он все же несет системные риски для индустрии, заимствуя правила, привычные для ценных бумаг и фондового рынка. Важно понимать, что криптовалюта – это совершенно другой класс активов. Именно по этой причине в мире вводятся специальные, отличные от фондового рынка, правовые режимы.

И пока мы будем тратить время на адаптацию старых практик, мир пойдёт вперёд

С другой стороны, это Минцифры, которая постоянно находится в плотном контакте с бизнесом, команда которой еще с 2017-го активно приобщается к различным встречам и событиям криптосообщества, откровенно пытаясь разобраться во всех тонкостях.

Нельзя сказать, что редакция закона от Минцифры именно то, что нужно для быстрого развития – он не идеален, но значительно более адаптирован под реалии рынка на данный момент. И предлагает – простые правила и процедуры, стимулы для роста и привлечения инвестиций из - из-за рубежа. На данный момент это лучшая альтернатива, выглядящая наиболее адекватной. Если отклонить и ее, то рынок просто не будет работать, тогда как ее принятие дает хоть какие-то надежды.

Стремление реализовать либеральное отношение является правильным, а предложенный в документе законопроекта подход является лучшим вариантом. Мы рады, что разработка регулирования снова стоит на повестке дня и в ее реализации есть значительные продвижения. Нам бы хотелось, чтобы финальный документ учел именно те положения, которые запустят не просто "контроль", а "прозрачные, стимулирующие правила справедливые для каждого участника крипторынка".

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
криптовалюта законодательство