Westinghouse и пустота
Инновации в действии
Прошло более полутора месяцев после встречи Байдена с Зеленским.
Страсти вокруг визита уже улеглись, попробуем без эмоций проанализировать что же там на самом деле понаподписывали и какое "счастье" это может нам всем причинить!
План трансформации Украины ценой в $277 млрд, представленный Зеленским в ходе визита в США, включал в себя много пафосных проджектов.
Но особый интерес вызывает меморандум, подписанный компаниями НАЭК "Энергоатом" и Westinghouse Electric.
Он предусматривает строительство на украинских АЭС пяти новых энергоблоков. Цена вопроса — $30 млрд.
О балансе энергосистемы
Очевидно, что строительство пяти энергоблоков не может быть самим по себе – это дополнительные 5500 МВт (5*1100 МВт) базовых ядерных мощностей, которые НЭК "Укрэнерго" должна "принять в баланс".
Учитывая существующий на сегодня 10-ти летний перспективный баланс, это еще больше усугубит проблемы энергосистемы Украины, которая и так перегружена базовой мощностью.
Поэтому прежде чем подписывать такого рода меморандумы, не помешало бы согласовать его внутри страны или как минимум – с системным оператором.
Судя по всему, он не в курсе о намерениях НАЭК "Энергоатом", потому что заявляет в перспективном плане развития в 2030 году мощность АЭС на уровне 13,84 ГВт — точно такую же, как и сейчас.
Только к 2050 рассматривается для разных сценариев увеличение мощности АЭС от 16 до 22,1 ГВт.
Но президент компании НАЭК "Энергоатом" Петр Котин решил не останавливаться на достигнутом и заявил, что новых энергоблоков будет на 5, а 15(!!!), причем первый из них запустят уже в 2027 году.
Где они будут, что с линиями выдачи мощности, востребована ли эта мощность энергосистемой Украины, как сопрягаются эти планы с интеграцией в ENTSO-E, действующей Схемой развития ОЭС Украины, Энергетической стратегией Украины до 2035 года, какое количество часов работы по году будут иметь эти новые блоки и что вообще при таких обстоятельствах будет с коэффициентом использования мощности (возвратом инвестиций) – вопросы риторические, не будем ими нервировать руководство государства.
На что способен Westinghouse?
Компания Westinghouse владеет технологией изготовления и строительства энергоблоков АЭС с реакторной установкой AP1000, проекта поколения III+.
Это двухконтурная водо-водяная реакторная установка, работающая под давлением, с электрической мощностью 1,1 ГВт (их также называют PWR или ВВЭР).
Классическим преимуществом этих установок считается повышенный уровень безопасности с защитой от всех типов аварий, включая запроектные, реализованный с помощью пассивных систем безопасности. Именно такие предлагают строить в Украине.
Начнем с того, что после аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в 1979 году, США более 30 лет не строили реакторов. Реактор AP1000 стал первым реактором поколения III+, получившим сертификат от Комиссии ядерного регулирования США (NRC).
Сам реактор был спроектирован на основе реакторов для двигателей подводных лодок. Авторы проекта заявляют, что реактор является наиболее дешевым среди других проектов поколения III+.
AP1000 занимает меньшую площадь, чем большинство существующих PWR, использует примерно в пять раз меньше бетона и арматуры, содержит инновационные решения в части КИПиА и электрических частей.
На практике дела у компании со строительством новых реакторов обстоят не очень хорошо – четыре построены в Китае, два строятся в США, а строительство еще двух в США остановлено, везде есть проблемы!
В 2008 году в Китае на АЭС Саньмэнь (SMNPC) и АЭС Хайян (SDNPC) было начато строительство сразу четырех блоков AP1000. Весь период строительства сопровождали постоянные скандалы и переносы сроков.
По словам правительства Китая "развитие технологии "третьего поколения" было затруднено в связи с проблемами безопасности и дизайне реакторов". Последним в эксплуатацию был сдан реактор Хэйнан-2 в январе 2019 года – на пять лет позже, чем планировалось изначально.
Ну и по результатам такого сотрудничества обе китайские компании подали иски против компании Westinghouse на общую сумму $3,24 млрд компенсации убытков, а также на $553,9 млн упущенной выгоды.
В США планировали реализовать два проекта – АЭС "Vogtle" и АЭС "V.C. Summer", в обоих случаях по два реактора AP1000.
Состоянием на сегодня блоки АЭС "Vogtle" продолжают строится, но бюджет вырос с $14 млрд в 2009 году до $29 млрд в 2021 году, а сроки ввода в эксплуатацию перенесены с 2016/2017 на 2021/2022 года. Ситуация с АЭС "V.C. Summer" еще более трагична – в 2017 году стройка была остановлена, а власти штата Южная Каролина начали расследование, которое длится уже четыре года.
В результате расследования, 26 мая 2021 года Карл Черчман, вице-президент Westinghouse Electric признал себя виновным в том, что он неоднократно давал ложные отчеты федеральным властям, а 31 августа 2021 года еще одного топ-менеджера Westinghouse, Джефри Бенджмана, обвинили в шестнадцати уголовных преступлениях, включая сговор, мошенничество с использованием электронных средств связи, мошенничество с ценными бумагами, а также принуждению компании к ведению фальшивой отчетности.
Ему грозит 20 лет тюрьмы и штраф в $5 млн, а компания Westinghouse, в рамках сотрудничества с властями, обязалась выплатить штраф $20 млн.
Если называть вещи своими именами, то компания Westinghouse Electric лет пятнадцать как находится в управляемом банкротстве и даже с поправкой на американское законодательство о банкротстве (в части защиты должника) можно утверждать, что в таком финансовом состоянии привлечение в Украину даже под госгарантии $30 млрд на строительство новых реакторов не то что бы невозможно, но очень близко к этому.
Европейская экспансия Westinghouse
Менеджмент Westinghouse – это достаточно отчаянные ребята, трудности компании с проектами в США и Китае не мешают ей продолжать экспансию в Европе.
В марте 2021 года правительство Польши сообщило, что Westinghouse планирует инвестировать в развитие ядерных технологий страны. Сотрудничество будет происходить в рамках Стратегии энергетической политики до 2040 года, которую недавно приняла Польша.
Westinghouse подготовит официальное предложение для правительства по строительству ядерных блоков, а также общей схеме инвестирования в ядерную энергетику при участии американских организаций. Польша намерена построить от 6000 до 9000 МВт генерирующих атомных мощностей III или III+ поколения для замены устаревших угольных электростанций.
Westinghouse также планирует участвовать в тендере на строительство нового энергоблока на АЭС "Дукованы" на 1200 МВт стоимостью €6 млрд в Чехии.
Новый атомный энергоблок нужен стране для замены одного из четырех устаревших блоков советского образца ВВЭР-440. Ввод нового блока намечен на 2036 год.
Украина, в свою очередь, сотрудничает со шведским подразделением Westinghouse по линии ядерного топлива с 2008 года. В 2018-м действие контракта пролонгировали до 2025 года.
На сегодняшний день в Украину поставлено 1626 тепловыделяющих сборок (ТВС) от Westinghouse. Топливо для ВВЭР-1000 уже эксплуатируется на 6 из 15 ядерных реакторов Украины.
Что делать с отработанным ядерным топливом?
В атомной отрасли существует понятие "замкнутый ядерно-топливный цикл", который включает в себя следующие стадии: добыча урановой руды, ее переработка, аффинаж, обогащение урана, изготовления ядерного топлива (ТВС), использования его в ядерных реакторах (для производства электроэнергии), выдержка, переработка отработанного ядерного топлива и его захоронение.
Покупка на мировом рынке ТВС и их использование в существующих реакторах – это малая и наименее технологичная часть цикла! Обогащение урана и производство топлива, в свою очередь, самая технологичная часть цикла, определяющая всю последующую логику его использования, переработки и захоронения.
Существуют две принципиальные технологии обогащения урана – диффузионная и центрифужная.
На заре атомной эры, в середине 1940-х годов, американцы пошли по тупиковому пути диффузионного способа, который оказался в итоге в 25 дороже чем обогащение в центрифугах.
Советский союз сделал ставку на центрифужный метод обогащения урана, который и определил на десятилетия глобальное лидерство в этом вопросе СССР.
Тот факт, что с 1979 года до недавнего времени в США не строили новых атомных блоков, был продиктован в том числе топливным балансом в рамках диффузионного способа его производства и худшей экономики по сравнению с другими видами генерации электроэнергии.
А советский задел ГК "Росатом" наоборот позволяет ей контролировать около 50% мирового рынка обогащения урана. И у многих производителей ТВС уран российского обогащения.
Учитывая вышеизложенное, понятно, что покупка на мировом рынка ядерного топлива для украинских АЭС должна производиться с полным пониманием того, что с ним делать дальше!
Контракты НАЭК "Энергоатом" с ГК "Росатом" предполагают все необходимые мероприятия по строительству необходимых объектов цикла на территории Украины, переработку в России и конечное хранение переработанных остеклованных отходов (ВАО) в Украине.
А что предполагают контракты с Westinghouse? Поставка топлива в один конец! ГК "Росатом" на переработку это топливо не возьмет! И другие не возьмут.
Значит необходимо предусмотреть размещение отработанных ТВС с квадратной геометрией в ЦХОЯТ без переработки, а сам ЦХОЯТ уже два раза на камеру запускался в эксплуатацию функционерами НАЭК "Энергоатом", хотя до сих пор не готов и не имеет отдельного разрешения Государственной инспекции ядерного регулирования!
Вместо послесловия
В атомной сфере зависимость Украины от России является критической, она намного больше, чем в нефтегазовой сфере, например. Поэтому тут нет простых решений!
Стоит ли задавать кому-либо вопрос о необходимости выполнения требований Закона Украины "Про порядок прийняття рішень про розміщення, проектування, будівництво ядерних установок і об'єктів, призначених для поводження з радіоактивними відходами, які мають загальнодержавне значення"?
После подписания меморандума с Westinghouse прошло больше полутора месяцев, НАЭК "Энергоатом" развернул бурную деятельность по подготовке пилотного проекта на ХАЭС-3,4, а в Верховной Раде Украины соответствующий законопроект отсутствует.
Более того, под этот законопроекта должно быть подложено соответствующее, утвержденное Кабинетом министров Украины, технико-экономическое обоснование под конкретный тип энергоблока.
Ответственное государственное управление должно предполагать понимание полного списка вызовов и системный поиск ответов на них! А то, что происходит сейчас, это уже шарлатанство!
Но у нас, как обычно, в приоритете простые решения — все хорошее против всего плохого, отсюда и мечты о миллиарде деревьев и призрачном счастье от Westinghouse.
Самое время принять факт, что в случае чего золото на Майдан никто не принесет, а вот шины – очень даже запросто.