Что ожидает онлайн-торговлю в Украине
Инновации в действии
Украинский сектор e-commerce демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в гривневом эквиваленте последние три-пять лет.
В пересчете на доллары в 2017 году он уже на 17-20% превысил показатели 2014 года.
Кроме увеличения объемов онлайн-продаж, растет и доля пользователей, которые покупают в интернете.
По разным оценкам, только 8-9% украинцев, около 3,5 млн, делают покупки в интернете. Потенциал, как принято говорить, огромный.
Крупнейшие игроки рынка выросли из стартапов до масштаба большого бизнеса, а в списке топ-100 украинских миллионеров мы обосновано встречаем фамилии собственников бизнеса в онлайн-ритейле. Стоит ли полагать, что в сектор e-commerce в Украине придут системные иностранные инвестиции?
Мы уже наблюдаем старт процессов консолидации и подготовки платформ для прихода крупных инвесторов в сектор онлайн-торговли. Одним из пионеров по инвестициям в украинский e-commerce может считаться южноафриканская Naspers, которая владеет мажоритарной долей в EVO Group.
Через дочернюю компанию Allegro и напрямую Naspers инвестировала в Modna Kasta и Olx. Сейчас работает с другими проектами. Концепция этого инвестора — развитие маркетплейстов как быстрорастущего сегмента e-commerce.
Среди локальных фондов Horizon Capital стал первым, кто инвестировал в крупный e-commerce: в июле 2015 года стало известно о сделке с Rozetka.ua.
После инвестиции Rozetka.ua расширила линейку товаров, выйдя в новые сегменты: обувь, автотовары, фармацевтика, алкоголь. Она сделала ставку на усиление логистической функции — приобрела склад площадью 49 тыс кв м. В результате бизнес владеет крупнейшим складом среди онлайн-ритейлеров.
Компания ставит перед собой задачу усиливать компетенции в фулфилменте и развиваться в формате маркетплейса — по аналогии с Amazon.
Кто может составить конкуренцию Rozetka.ua? До запуска онлайн-магазина 27.ua от "Эпицентра К" казалось, что она имеет все шансы вырваться в список топ-3 онлайн-ритейлеров. Сейчас рынок в этом сомневается. Однако не стоит забывать о возможности появления крупного игрока через M&A-активность.
В этой связи интересна тактика фонда под управлением Dragon Capital, который за последние два-три года купил несколько складских объектов вблизи Киева и в Киевской области общей площадью более 230 тыс кв м.
Стандартная логика M&A — возможность купить по низкой цене, улучшить операционную эффективность и продать дороже. Тут она может заключаться в желании развить компетенции фулфилмента для дальнейшей интеграции этого бизнеса с приобретениями в e-commerce.
Похоже, фонд под управлением Dragon собирается инвестировать в сектор. Это ложится в философию фонда: финансировать компании, которые и так активно растут, а с дополнительными деньгами от фонда они лишь ускорятся.
В комбинации с полученными компетенциями в логистике Dragon может выстроить бизнес, интересный глобальным игрокам при выходе на украинский рынок. Похоже, что оба фонда ожидают прихода в Украину крупных мировых онлайн-ритейлеров и, соответственно, консолидации рынка.
Для этого они готовят компании, которые можно выгодно продать. Стратеги обычно покупают долю рынка. Выбирая цель, они анализируют, насколько бизнес-модель способствует легкой интеграции компании после покупки.
В 2017 году многие e-commerce-компании задумались о необходимости вложений в развитие. Подогревает это желание информация, что Amazon присматривается к нашему рынку и даже рассматривала возможность покупки земельных участков для строительства складов по аналогии с Польшей. Правда, непонятно, насколько это соответствует действительности.
Тем временем остается все меньше незанятых ниш, и рост без расширения продуктовой линейки или трансформации в формат маркетплейса ограничен.
Действительно, сейчас самое время заняться привлечением инвестиций, особенно игрокам из сегментов продажи электроники, одежды, косметики и парфюмерии, в которых самая высокая доля покупок через интернет. Для них выход в новые сегменты — необходимая мера поддержания роста.
Можно, конечно, ждать вторую волну консолидации, что и произойдет после покупки глобальными стратегами одной-двух компаний-лидеров. Однако всегда существует риск потери такими компаниями доли рынка в конкурентной борьбе с существенно более сильными в финансовом плане игроками.