Что ожидает онлайн-торговлю в Украине

Четверг, 5 апреля 2018, 18:49
Отечественный e-commerce продолжает расти и развиваться. Следующий этап — приход в сектор системных иностранных инвестиций. Надо готовиться.
инвестиционный банкир, соучредитель инвестиционного бутика Soul Partners


Инновации в действии

Украинский сектор e-commerce демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в гривневом эквиваленте последние три-пять лет.

В пересчете на доллары в 2017 году он уже на 17-20% превысил показатели 2014 года.

Кроме увеличения объемов онлайн-продаж, растет и доля пользователей, которые покупают в интернете.

По разным оценкам, только 8-9% украинцев, около 3,5 млн, делают покупки в интернете. Потенциал, как принято говорить, огромный.

Крупнейшие игроки рынка выросли из стартапов до масштаба большого бизнеса, а в списке топ-100 украинских миллионеров мы обосновано встречаем фамилии собственников бизнеса в онлайн-ритейле. Стоит ли полагать, что в сектор e-commerce в Украине придут системные иностранные инвестиции?

Мы уже наблюдаем старт процессов консолидации и подготовки платформ для прихода крупных инвесторов в сектор онлайн-торговли. Одним из пионеров по инвестициям в украинский e-commerce может считаться южноафриканская Naspers, которая владеет мажоритарной долей в EVO Group.

Через дочернюю компанию Allegro и напрямую Naspers инвестировала в Modna Kasta и Olx. Сейчас работает с другими проектами. Концепция этого инвестора — развитие маркетплейстов как быстрорастущего сегмента e-commerce.

Среди локальных фондов Horizon Capital стал первым, кто инвестировал в крупный e-commerce: в июле 2015 года стало известно о сделке с Rozetka.ua.

После инвестиции Rozetka.ua расширила линейку товаров, выйдя в новые сегменты: обувь, автотовары, фармацевтика, алкоголь. Она сделала ставку на усиление логистической функции — приобрела склад площадью 49 тыс кв м. В результате бизнес владеет крупнейшим складом среди онлайн-ритейлеров.

Компания ставит перед собой задачу усиливать компетенции в фулфилменте и развиваться в формате маркетплейса — по аналогии с Amazon.

Кто может составить конкуренцию Rozetka.ua? До запуска онлайн-магазина 27.ua от "Эпицентра К" казалось, что она имеет все шансы вырваться в список топ-3 онлайн-ритейлеров. Сейчас рынок в этом сомневается. Однако не стоит забывать о возможности появления крупного игрока через M&A-активность.

В этой связи интересна тактика фонда под управлением Dragon Capital, который за последние два-три года купил несколько складских объектов вблизи Киева и в Киевской области общей площадью более 230 тыс кв м.

Стандартная логика M&A — возможность купить по низкой цене, улучшить операционную эффективность и продать дороже. Тут она может заключаться в желании развить компетенции фулфилмента для дальнейшей интеграции этого бизнеса с приобретениями в e-commerce.

Похоже, фонд под управлением Dragon собирается инвестировать в сектор. Это ложится в философию фонда: финансировать компании, которые и так активно растут, а с дополнительными деньгами от фонда они лишь ускорятся.

В комбинации с полученными компетенциями в логистике Dragon может выстроить бизнес, интересный глобальным игрокам при выходе на украинский рынок. Похоже, что оба фонда ожидают прихода в Украину крупных мировых онлайн-ритейлеров и, соответственно, консолидации рынка.

Для этого они готовят компании, которые можно выгодно продать. Стратеги обычно покупают долю рынка. Выбирая цель, они анализируют, насколько бизнес-модель способствует легкой интеграции компании после покупки.

В 2017 году многие e-commerce-компании задумались о необходимости вложений в развитие. Подогревает это желание информация, что Amazon присматривается к нашему рынку и даже рассматривала возможность покупки земельных участков для строительства складов по аналогии с Польшей. Правда, непонятно, насколько это соответствует действительности.

Тем временем остается все меньше незанятых ниш, и рост без расширения продуктовой линейки или трансформации в формат маркетплейса ограничен.

Действительно, сейчас самое время заняться привлечением инвестиций, особенно игрокам из сегментов продажи электроники, одежды, косметики и парфюмерии, в которых самая высокая доля покупок через интернет. Для них выход в новые сегменты — необходимая мера поддержания роста.

Можно, конечно, ждать вторую волну консолидации, что и произойдет после покупки глобальными стратегами одной-двух компаний-лидеров. Однако всегда существует риск потери такими компаниями доли рынка в конкурентной борьбе с существенно более сильными в финансовом плане игроками.