Ваши сотрудники самостоятельно тренируют мозг?
Создать эффективную команду — значит ежедневно инвестировать в сотрудника, развивать его способности и раскрывать потенциал. Дело не только в альтруизме.
Обучение персонала — это вклад в будущее компании.
Роль обучения не только в том, чтобы сотрудник освоил новый инструмент или подход. Этот процесс развивает когнитивные способности и креативность.
Да, интеллект и креативность частично определяются наследственностью.
Однако по данным исследования, проведенного в Гиссенском университете, Германия, гены определяют только 9% вариативности интеллекта, остальное зависит от тренировок. Уверены ли вы, что ваши сотрудники самостоятельно тренируют мозг и используют свой потенциал на 100%?
Как показал опрос Fractl, почти 50% наемных работников хотели бы получать помощь в обучении от работодателя. Выше оценили только медицинскую страховку, гибкий график и дополнительный отпуск.
В Украине, по информации сайта HH.ua, дополнительное образование во время работы очень ценят, в его пользу высказались 87% участников опроса. При этом далеко не все компании дают сотрудникам возможность для роста.
Камнем преткновения становятся расходы. В международной консалтинговой компании Hay Group выяснили, что в сфере IT и телекоммуникаций на образование сотрудников тратят только 3% бюджета.
В целом расходы на обучение в бюджете компаний не являются основными: всего 16,4% предприятий готовы увеличить затраты на развитие и обучение команды.
Украинским компаниям стоит понять: обучение сотрудников — это не только деньги. Возможность профессионально расти повышает лояльность специалиста, его преданность компании и вовлеченность. Это можно отслеживать.
Мы каждый квартал проводим corporate survey, в котором сотрудники оценивают компанию. Один из критериев — насколько человек вырос профессионально и личностно. В этой категории средний балл в последнем опросе — 8 из 10.
Обучение помогает растить кадры
На украинском рынке сейчас кадровый голод, особенно в компаниях, ориентированных на глобальный рынок. Новые решения и технологии появляются так быстро, что вузы просто не успевают менять программы.
Если бы мы нанимали сотрудников, ориентируясь только на их навыки, в компании сейчас не работал бы ни один человек. Так что бизнесу придется растить профессионалов. Обучение — не приятный бонус, а необходимость.
Образование стоит сделать частью корпоративной культуры. Люди ценят спонсирование курсов. Это может быть обучение вне компании, если сотрудник проявил такую инициативу, и внутренние тренинги. Еще одна опция — корректировка графика, чтобы сотрудник мог совмещать работу и обучение.
Частью обучения может быть личное менторство, а на более массовых позициях — регулярный анализ. К примеру, мы ежемесячно проводим разбор ошибок, который ближе к обучению, чем к оценке.
Обучение помогает сплотить команду
Во время совместного обучения сотрудники видят сильные и слабые стороны друг друга, учатся друг друга поддерживать и страховать. Практика показывает, что лучший способ вырасти — обучать других. Когда человек учит, он переосмысливает навыки, рефлексирует и синтезирует собственный опыт.
Чтобы использовать эту особенность, предлагайте сотрудникам выступать перед коллегами. Мы делаем это с помощью "клиник": проблемы, которые появляются в течение рабочего процесса, раз в месяц систематизируются.
Менеджеры направлений готовят по этим ошибкам презентации, в которых анализируют промахи и предлагают решения. Вся эта информация хранится в Learning Management System, которая постоянно пополняется.
Обучение — полезный подарок
Курсы и тренинги — это подарок, на который не жалко потратить деньги компании. Предварительно советую опросить команду и собрать предпочтения сотрудников. Курсы можно приобретать на корпоративный аккаунт и давать к нему доступ всем работникам или только части сотрудников. Тут уж каждая компания решает сама.
Такие подарки — более полезное вложение, чем алкоголь, сладости или канцелярские принадлежности, которые принято дарить во многих компаниях.
Для сотрудников это рост, возможность получить новые навыки, продвинуться по карьерной лестнице и получать более высокую зарплату. Компания получает более квалифицированных и мотивированных специалистов. Все в плюсе.
А если сотрудник уйдет вместе со знаниями?
Некоторые предприниматели опасаются, что вложатся в сотрудника, а он уйдет. Задумайтесь вот о чем: готов ли сотрудник покинуть компанию, если он многому научился за последние полгода и знает, что многому научится в следующие полгода? Шансы потерять работника в этом случае снижаются, а не растут.
Чтобы не переживать, советую нанимать только тех, кто разделяет ваши ценности и видит свое развитие внутри команды. Однако нужно понимать, что интересы у людей меняются. Позвольте специалистам менять работу внутри компании.
Важно не только вкладывать в обучение команды, но и отслеживать рост каждого сотрудника, вовремя давать ему соответствующий challenge. Возможно, это другой департамент или более высокая должность.
Лучше всех по этому вопросу высказался Ричард Брэнсон: "Обучай людей настолько хорошо, чтобы они могли уйти. Относись к ним так, чтобы они не захотели". Можно взять на работу мотивированного человека с большим потенциалом, горящими глазами и превратить его в специалиста.
Для этого нужно знать, как человек мыслит, к чему у него склонности, какие у него амбиции, помогать и поддерживать. Конечно, дело здесь не только в альтруизме, в конечном итоге у всего есть бизнес-цель. Одна из них — выстроить такую систему обучения, чтобы экономить тысячи долларов в год на работе рекрутеров.