Почему аграрии снова блокируют дороги
Депутаты отменили возврат НДС при экспорте сои и рапса. Кто стоит за этим решением и как оно повлияет на фермеров?
7 декабря 2017 года Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, призванные сбалансировать бюджет-2018, и сам главный финансовый документ.
Уже на следующий день крупнейшие аграрные ассоциации выступили с заявлением против установленной этими законопроектами отмены возмещения НДС при экспорте масличных культур с 1 марта 2018 года и программы дотаций.
По мнению ассоциаций, эти решения приняты в интересах аграрных олигархов.
Минагрополитики предложило "компромисс": отменить возмещение НДС не с 1 марта, а с 1 сентября 2018 года. В ответ аграрии провели предупредительную акцию протеста — блокирование трасс, и решение смягчилось еще больше.
21 декабря Верховная Рада приняла поправки, согласно которым возмещение НДС при экспорте подсолнечника сохраняется, а возмещение НДС при экспорте сои и рапса отменяется с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2021 года и с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года соответственно.
Суть проблемы
Подсолнечник, соя и рапс — культуры, ориентированные на экспорт. Это значит, что Украина экспортирует их или продукты их переработки в значительно больших объемах, чем потребляет. В результате цены на них на внутреннем рынке определяются ценами мирового рынка за вычетом затрат на экспорт.
Отмена возмещения НДС при экспорте увеличивает эти затраты на 16,7%, что ведет к снижению закупочных цен и эквивалентно введению экспортной пошлины того же размера. Пошлина точно так же увеличивает затраты экспортера. При этом возмещение НДС на продукты переработки сои и рапса сохраняется.
Другими словами, принятые Верховной Радой поправки дают возможность собственникам перерабатывающих заводов покупать сырье по заниженным ценам, а экспортировать свою продукцию по нормальным, увеличив свой заработок на те же 16,7%, которые потеряли фермеры.
В этом и заключен смысл принятой нормы: увеличить рентабельность перерабатывающих заводов и привлекательность инвестиций в их строительство, что обеспечит дальнейшее расширение перерабатывающих мощностей.
Однако сторонники этой нормы умалчивают, что переработка сои и так рентабельна — за последние пять лет она увеличилась на 65%.
Иными словами, никакого дополнительного стимулирования не требуется, а дальнейший рост рентабельности переработки лишь позволит крупным компаниям построить новые перерабатывающие заводы за фермерский счет.
Одновременно отмена возмещения НДС при экспорте сои приведет к сокращению посевов этой культуры из-за высоких рисков аграриев. В результате мы столкнемся с проблемой загрузки излишних перерабатывающих мощностей.
Кроме того, в логику стимулирования роста рентабельности перерабатывающих мощностей не вписывался подсолнечник, культура-чемпион, в отношении которой парламент таки сохранил возмещение НДС при экспорте.
Дело в том, что суммарные отечественные мощности по переработке подсолнечника, по оценке "Украгроконсалта", составляют около 20 млн тонн в год, а производим мы подсолнечника с учетом теневого рынка не более 16 млн тонн. В результате многие заводы работают всего три-четыре месяца в году.
Увеличивать посевные площади под подсолнечником мы не можем из-за требований севооборота. Соответственно, дальнейшее строительство перерабатывающих мощностей лишено смысла, поскольку ведет к падению загрузки, а значит, и экономической эффективности существующих предприятий.
Кто за и кто против
Противниками отмены возмещения НДС являются аграрии, которые выращивают масличные культуры, то есть и фермеры, и холдинги.
Против этой нормы выступили Всеукраинская аграрная рада, УКАБ, Аграрный союз Украины, Украинская зерновая ассоциация, Ассоциация поселковых советов, а также Европейская бизнес-ассоциация и Американская торговая палата. Против высказались и крупные аграрные компании: UkrLandFarming, HarvEast, "Астарта".
Поддержали норму руководители отдельных маслоэкстракционных предприятий, в том числе входящие в "Кернел групп". Крупный пакет акций агрохолдинга "Кернел" принадлежит экс-главе налогового комитета Верховной Рады во времена Януковича и его нынешнему члену народному депутату Виталию Хомутыннику.
Именно "Кернел" располагает самыми большими мощностями по переработке подсолнечника — около 3,8 млн тонн в год. При этом фракция "Відродження", неформальным лидером которой считается Хомутынник, в ходе голосования поддержала данное предложение, как и сам госбюджет.
Затем выяснилось, что некоторые члены фракции, например, Валентин Нечипоренко, были введены в заблуждение и категорически возражают против принятия этой нормы, как и большинство членов аграрного комитета.
Неудобные вопросы
Подводя итог, предлагаю читателям подумать над рядом вопросов, а сторонникам отмены возмещения НДС при экспорте масличных попробовать на них ответить.
1. Если переработка сои и рапса нерентабельна без дотирования со стороны фермеров, может, следует направить инвестиции на развитие другого, более рентабельного бизнеса? Если переработка рентабельна, неужели самые богатые украинцы не смогут найти средства на ее развитие, не отнимая их у селян?
2. Зачем дотировать переработку подсолнечника и сои, если имеющихся мощностей с учетом возможного перепрофилирования с лихвой хватает на переработку всего подсолнечника и всей сои, производимых в Украине?
3. Если предлагаемая мера действительно необходима, почему поправка №180 была внесена в законопроект и проголосована без надлежащего обсуждения?
4. Случайность ли, что ныне отмененная поправка о введении двух реестров возмещения НДС и отмена возмещения этого налога при экспорте масличных ассоциируется с именем Хомутынника, или же мы имеем дело с систематическим продвижением им интересов своего бизнеса в Верховной Раде?
5. Почему мы сначала принимаем решения и лишь потом выясняем позицию ЕС и других международных партнеров, а не наоборот? Отмена возмещения НДС при экспорте масличных нарушает соглашение об ассоциации с ЕС и обязательства страны перед ВТО, как отметил президент в своем письме главе Верховной Рады.