Полезный кейс для бизнеса: как победить ГФС

Четверг, 21 сентября 2017, 17:00
Методы давления на бизнес не только продолжают жить, но и активно развиваются. Например, налоговиками. Например, когда они блокируют регистрацию налоговых накладных. Что в таком случае делать?(Укр.)
старший партнер юридической компании "Наказ"


Инновации в действии

Фактически налоговая реформа, которую внедряет правительство, существует только на бумаге. В реальности тщательно заученные и годами наработанные коррупционные схемы и методы давления на бизнес никуда не делись.

Одним из результатов, достигнутых после окончания Революции Достоинства, стало принятие правовых норм, которые запрещали инспекциям Государственной фискальной службы (ГФС) определять положение налогоплательщика.

Раньше эта возможность использовалась для давления на предпринимателей, путем прекращения регистрации налоговых накладных по причине изменения положения налогоплательщика.

Правительство издало ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих работу ГФС и других налоговых органов. Были утверждены четкие критерии оценки рисков для прекращения регистрации налоговых накладных. Казалось, налоговая реформа работает на благо предпринимателей и бизнеса.

Однако с 20 июня 2017 вступили в силу приказы Министерства финансов (№ 566 от 13.06.2017 г. И № 567 от 13.06.2017 г.), которые меняют порядок работы комиссии ГФС касательно принятия решений о регистрации налоговой накладной и оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной. И уже с 1 июля ГФС начала блокировку регистрации налоговых накладных, отправленных электронной почтой.

Коррупционная схема вновь "ожила".

Приведу пример раскрытия методики действий фискальной службы при определении налогоплательщиков, которым будет блокироваться прием отчетности и необходимые действия для снятия блокировки. Возьмем для этого воображаемое предприятие.

Методы манипуляции

К примеру, существует предприятие "Галера", заключившее с ГФС договор о признании электронных документов, который регулирует подачу налоговых документов в электронном виде.

Некоторое время все идет хорошо наш налогоплательщик подает электронную отчетность, а ГФС ее принимает. Но в самый неожиданный момент ГФС применяет свой любимый ход разрывает договор с предприятием в одностороннем порядке, а это значит, что вся отчетность, которую "счастливый" налогоплательщик направил в ГФС, автоматически признается "непринятой".

Для решения этой проблемы, как правило, устное обращение к работникам ГФС и даже телефонный звонок в сервис "Пульс", результата не приносит.

Поэтому идти нужно официальным путем отправлять в налоговую письменное обращение, пользуясь своими правами на обращение и на информацию.

Краткая инструкция как нужно действовать в таких случаях?

Шаг первый

Предприятие "Галера" направляет в ГФС письменный запрос, в котором, ссылаясь на нормы Налогового кодекса, Конституции Украины, Закона Украины "Об информации", Закона Украины "О доступе к публичной информации", просит дать следующую информацию:

  1. - На каком основании был прекращен прием налоговой отчетности и / или регистрация налоговых накладных, начиная с указанного периода.
  2. - Если основанием запрета принятия отчетности является расторжение Договора, то указать, каким пунктом договора это предусмотрено.
  3. - Предоставить экземпляр Договора, на основании которого налоговая отчетность принималась по электронной почте и выполнялась регистрация налоговых накладных.

В запросе также следует обязательно отметить, что поскольку устного ответа по сути проблемы от налоговиков получено не было, то при отсутствии письменного ответа такой поступок будет расцениваться как совершение неправомерных действий и принятия неправомерных решений должностными лицами, что станет основанием для обращения в суд для их обжалования.

Через некоторое время наш плательщик получает "письмо-счастья" из налоговой, в котором указано, что Договор расторгнут в одностороннем порядке, "в связи с отсутствием плательщика по месту нахождения".

Согласно части 1 статьи 10 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и общественных формирований", если сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, были внесены в него, то такие сведения считаются достоверными.

Шаг второй

Предприятие "Галера" берет выписку из официального сайта Министерства юстиции Украины (https://usr.minjust.gov.ua/), в которой четко указана дата подтверждения сведений о юридическом лице .

Результат  информация о том, что предприятие отсутствует по местунахождения не соответствует действительности и опровергается сведениями, полученными из ЕГР. А это очевидно означает, что ГФС неправомерно и необоснованно осуществляет блокирование приема отчетности, отправленной по средствам электронной связи.

Шаг третий

Налогоплательщик предприятие "Галера" подает жалобу на неправомерные действия должностных лиц налоговой инспекции (или в вышестоящий орган, или в суд), отмечая, что ГФС грубо нарушает права налогоплательщика.

Поскольку неправомерные действия по блокированию приема отчетности, направленной электронной почтой, и регистрации налоговых накладных лишают налогоплательщика возможности выполнения им своей прямой обязанности, определенной в Налоговым кодексе.

Представленная предприятием жалоба обязательно должна быть рассмотрена по существу затронутых в ней вопросов, виновные, как положено, привлечены к ответственности за неправомерные действия и осуществлено немедленное разблокирование приема отчетности.

Такая ситуация должна возникать не только в идеальных условиях, а на практике в реальной жизни. Таким образом, это полностью подтвердит существование честного и справедливого Закона для всех без исключения, а в эффективности реформ в системе правосудия не  будет ставиться под сомнение.

Следует также отметить, что согласно Налоговому кодексу, налоговая декларация подается по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в несколько способов:

Первый лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом.

Второй по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Третий средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законодательства касательно сферы электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Таким образом, единственным обоснованным законом основанием для отказа в принятии налоговой декларации средствами электронной связи в электронной форме является недействительность электронной цифровой подписи налогоплательщика, в том числе в связи с истечением срока действия сертификата открытого ключа, если только такая налоговая декларация соответствует всем требованиям электронного документа и предоставлена в формате, доступном для ее технической обработки.

Что такое электронная цифровая подпись и как он работает?

Система цифровой подписи предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой тайный ключ (личный ключ), который используется для формирования подписи, а также соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный остальным пользователям сети и предназначенный для проверки подписи.

Один из пользователей может быть избран в качестве "нотариуса" для заверения с помощью своего секретного ключа любых доверенных ему документов. Остальные пользователи могут только констатировать подлинность полученного документа с помощью открытого ключа.

Сертификат же представляет собой электронный документ, который связывает данные для проверки электронных подписей с определенным лицом, идентифицирует личность владельца цифровой подписи и заверяется электронной цифровой подписью центром сертификации ключей.

Следовательно, в случае прекращения договора о признании электронных документов на основаниях, определенных законом, налогоплательщик имеет право до момента заключения нового договора подавать налоговую отчетность лично или по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Подытоживая отметим, что Налоговый кодекс не дает право контролирующим органам в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов.