На чужом поле: как иностранному инвестору защитить себя в Украине
Если понимать украинские реалии и придерживаться правильной стратегии, иностранные инвесторы могут цивилизованно защитить свои права.
Недавно на конференции обсуждали с коллегами вопрос: может ли иностранный инвестор защитить свои права в Украине, играя по правилам на чужом поле, на котором правила формально существуют, но не всегда работают?
По результатам обсуждения недавних кейсов мирного урегулирования споров между инвесторами и государством ответ однозначный: может! Для этого нужно перейти на нейтральное поле, на котором государство — один из игроков.
Речь идет о так называемых инвестиционных спорах в рамках двухсторонних соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций.
Украина подписала их с 74 странами мира. По данным соглашениям инвесторы могут защитить свои права путем предъявления исковых требований против Украины для разрешения независимым арбитражным трибуналом.
Этот подход зачастую слишком затратный и по времени, и по ресурсам. Прежде всего, страдает государство. На май 2015 года сумма претензий иностранных инвесторов к Украине уже составляла около 8 млрд долл.
Двусторонние соглашения предоставляют защиту от широкого круга проблем. Это могут быть несправедливые действия органов власти: необоснованно начисленные налоги, штрафы, неправомерные решения украинских судов.
Права инвесторов могут нарушаться и в результате бездействия государства, невозможности иностранного инвестора эффективно защитить свои имущественные права или права интеллектуальной собственности.
Украина в этом не уникальна: споры между бизнесом и государством случаются даже в самых развитых системах. От Украины их отличает наличие действенных национальных механизмов защиты прав инвесторов.
Несомненно, реформы для создания благоприятного бизнес-климата — вопрос жизненной необходимости для Украины. Однако даже самые радикальные реформы дают эффект лишь через год-два, а инвестиции нужны уже сейчас.
В Украине складывается благоприятная почва для поиска "компромиссных" решений между иностранными инвесторами и государственными органами.
Со стороны государства основной прорыв в этой области произошел после Евромайдана, когда рост активности гражданского общества и бизнес-сообществ совпал с наличием политической воли к обсуждению и внедрению реформ.
В результате были созданы ведомства, основной функцией которых является общение с бизнесом и инвесторами. Это и Национальный инвестиционный совет, и Офис содействия инвестициям UkraineInvest, и Совет бизнес-омбудсмена. Все эти структуры дают бизнесу "точку входа" в процесс переговоров с государством.
В инвестиционных спорах ключевую роль играет Министерство юстиции, которое поддерживает досудебное урегулирование споров между иностранными инвесторами и государством, а также способствует устранению препятствий в работе с другими министерствами и ведомствами.
Ярким примером могут служить успешные переговоры крупной международной фармацевтической компании с Минздравом, которые сопровождали наши команды. Активная позиция Минюста сыграла решающую роль и способствовала достижению компромисса между американским инвестором и Минздравом.
Права компании были защищены, а Украина получила возможность закупать инновационные лекарства на привлекательных условиях.
Ключевым фактором успешности переговоров является готовность сторон к достижению компромисса. В приведенном примере и иностранный инвестор, и Минздрав были готовы к мирному урегулирования спора.
Однако госорганы не всегда входят в переговоры с настолько открытой позицией. Представителей государства часто приходится убеждать в необходимости диалога. Достичь этого цивилизованным путем можно только активной системной работой на пересечении юридической и стратегической коммуникаций.
Юристы и эксперты по стратегическим коммуникациям играют роль одновременно советника и переговорщика. Чтобы достичь договоренности, недостаточно подать уведомление о наличии инвестиционного спора и ждать компенсации.
Бизнес должен сделать первый шаг: разработать реалистичный план "мирового договора". В Украине это особенно актуально, учитывая разницу в человеческих ресурсах между общественным и частным секторами.
Разработка плана, который учтет интересы сторон и специфику государственной системы, станет проявлением доброй воли и первым шагом к взаимовыгодному разрешению конфликта. Согласованная позиция должна звучать от всех сторон: представителей инвестора, посольств, бизнес-ассоциаций, НПО, лидеров мнений.
Если понимать украинские реалии и придерживаться правильной стратегии, иностранные инвесторы могут цивилизованно защитить свои права.
Украина меняется и реформируется. С каждым годом появляются новые возможности для разрешения споров. Реальные примеры их успешного применения подтверждают: спор с государством в Украине — не приговор.
Это крайне важно для Украины. Компании, которые мирно разрешили споры с государством, могут стать лучшими промоутерами для новых инвесторов.
Соавтор текста — Юрий Приходько, директор практики PBN Hill+Knowlton Strategies в Украине