"Честные" госзакупки. О чем молчит глава "Укргазвыдобування"
Прозрачной и справедливой конкуренции в закупках нет, как нет и намерений выбрать лучшее технико-экономическое решение.
Недавно глава "Укргазвыдобування" Олег Прохоренко прокомментировал мое письмо, адресованное премьер-министру.
Я считаю, что это приглашение к публичной дискуссии. И ниже читатели ЭП могут ознакомиться с моим ответом. Далее по тексту я буду обращаться к нему.
***
К сожалению, как и прежде, ваши ответы преисполнены эмоциями и лозунгами, но мы же не в парламенте, не ведем политические дебаты.
Наша задача — вести хозяйственную деятельность, в которой ваша результативность оплачивается налогами и коммунальными платежами, в том числе и коллектива сумских машиностроителей. В связи с этим мы полноправно можем требовать от вас конкретики, прозрачности и корректного отношения.
А этого, судя из ваших комментариев, к сожалению, нет. Вы пишете:
"Так, ми проводили кілька тендерів, де Сумське НВО програло, тому що запропонувало ціну на 30-40% вищу, ніж запропонували інші виробники. Виграли інші українські та міжнародні виробники. Сумське НВО чудово знає, де, що і як вони повинні зробити, щоб покращитися. Вам є над чим працювати. Працюйте".
Необходимо отметить существенную разницу между производителем и посредником. Среди победителей в данных конкурсах, кроме ПАО "Сумское НПО", производителей оборудования не было.
Предложенные же посредниками цены, с учетом закупки оборудования и собственной наценки, настораживают даже производителей, вызывая сомнения в том, что будет поставлено новое, не бывшее в употреблении оборудование.
Приведенные данные одного из тендеров красноречиво свидетельствуют об этом.
Номер конкурса | Наименование конкурса | Бюджетная цена, грн с НДС | Цена СНПО, грн с НДС | Победи-тель конкурса | Цена победи-теля с НДС, грн | Отклонение цены ПАО в % от цены победителя |
16Т-049, лот 1 | Компрессорная установка Ajax DPC 2802 LE или аналог Компрессорная установка Ajax DPC 2804 LE или аналог | 56 000 000 | 42 600 000 | S.C.EURO GAS SYSTEMS S.R.L. (Румыния) | 19 475 750 (775 000 долл при курсе 25,13) | +219% |
После конкурса у специалистов ПАО была возможность напрямую запросить у производителя оборудования уровень цен на предложенное победителем оборудование. Ответ тоже был ожидаемый: такая цена может быть только на бывшее в употреблении оборудование после "косметического" ремонта.
"Щоб покращитися", в конкурсе №16Т-232 нами предложены минимальные цены. В лоте №1 приведенная стоимость нашей установки была существенно ниже, чем у всех участников: 34 373 тыс грн. Из приведенной ниже таблицы видно, что "покращення" не помогло.
Номер конкурса | Наименование конкурса | Бюджетная цена, грн с НДС | Цена СНПО, грн с НДС | Победи-тель конкурса | Цена победи-теля с НДС, грн | Отклонение цены ПАО в % от цены победителя |
16Т-232, лот 1 | Компрессорная установка Ariel с газопоршневым двигателем Caterpillar или аналог | 51 254 000 | 34 373 000 | P.K. Invest S.R.O. (Чехия) | 40 000 000 | -14% |
Победил опять же посредник, хотя наша цена была ниже на 14%. Победа ему была присуждена благодаря возможности манипуляций при предоставлении данных для расчета стоимости жизненного цикла (ТСО).
А вот сама методика расчета ТСО не была публично (как вы подчеркиваете — проЗоРРо) доведена всем участникам в процессе конкурса.
На базе проведенного сравнительного анализа технических предложений Сумского НПО и PK Invest s.r.o. (Чехия) нами был выполнен пересчет ТСО путем сопоставления исходных данных.
В результате очевидным становится тот факт, что участники по-разному оценивали стоимость ТСО. При приведении расчета к единым исходным параметрам предложение Сумского НПО является выигрышным.
Следующий тезис.
"У мене як у керівника УГВ головний обов'язок — забезпечити максимально ефективне використання коштів компанії "Укргазвидобування" та максимально ефективне виробництво газу для потреб населення. В моїх обов'язках нема нічого про те, що тільки Сумське НВО повинно вигравати тендери УГВ, тому алєгархи теж повинні звикати до прозорих конкурентних закупівель".
Как раз прозрачной и справедливой конкуренции в закупках нет, как нет и намерений выбрать лучшее технико-экономическое решение.
В тендерной документации прописываются требования по конкретному производителю (Ariel, Ajax). Указанная же возможность конкуренции, носящая название "або аналог", исключительно формальна.
Установленные для участников закупок сроки предоставления предложений достигали рекордных пяти рабочих дней при необходимых 20-ти рабочих днях. Техническая предквалификация, присущая закупкам сложного технологического оборудования, отсутствовала. Все проводилось исключительно кулуарно.
Такой подход к выбору поставщика и есть основанием для выполнения вашей главной обязанности — "забезпечити максимально ефективне використання коштів компанії "Укргазвидобування" та максимально ефективне виробництво газу для потреб населення"?
Говоря об эффективности использования средств, надо понимать, что принятые решения о закупке оборудования по некорректным расчетам — лишь часть вопроса. Большая проблема наступит, когда закупленное по фиктивным параметрам оборудование не сможет на 100% справиться с перекачкой газа.
Таким образом, определенная мнимая экономия полностью нивелируется как неучтенными эксплуатационными потерями, так и неэффективностью газодобычи.
Если у вас это все-таки вызвало настороженность, мы готовы предоставить подтверждающие расчеты.
Вы также настаиваете:
"Ми працюємо з великою кількістю українських та міжнародних виробників. Сумське НВО повинно звикати, що вони працюють у конкурентному ринку та мають конкурувати за ціною та якістю як з українськими, так і з міжнародними компаніями. Епоха 90-х, а тим більше радянські часи, коли гіганти на кшталт "Фрунзе" отримували замовлення за вказівкою, пішли в минуле. І це добре".
Кто эти отечественные и международные "виробники", обладающие возможностью конкурировать?
ООО "Интернет системы" (Украина, не производитель), P.K. Invest S.R.O. (Чехия, не производитель), S.C.EURO GAS SYSTEMS S.R.L. (Румыния, не производитель). Речь идет об этих "именитых" компаниях?
Читаем далее.
"Як патріот я підтримую розвиток українських виробників. Але як людина, знайома з міжнародною економічною історією, вважаю, що українські виробники повинні покращуватися, щоб конкурувати. Розвиток українських виробників не повинен відбуватися завдяки вищій ціні, яка лягає на кінцевих споживачів".
Как вы поддерживаете развитие отечественных производителей? На примере этого тендера, с точки зрения государства, мы рискуем иметь тройную неэффективность.
Первая — ущерб при закупке. Вторая — закупка у иностранцев, которые не заплатят зарплат украинским работникам и налогов в отечественный бюджет. Третья — оборудование может не справиться с задачей наращивания добычи.
Вы заверяете:
"Ми працюємо в правовому полі. Ми проводимо тендери повністю відкрито і прозоро. Ми були і залишаємося лідером в системі "ПроЗорро". Ми перші і єдині, які зекономили в "ПроЗорро" вже більше 1 млрд грн".
Тендеры вы проводите в обход закона! "Процедура закупівель" — это не закон. Закупки осуществляются вне норм законов "Об осуществлении государственных закупок" и "О публичных закупках".
Это создает условия для злоупотреблений и ухудшает права поставщика по сравнению с правами поставщиков, которые принимают участие в процедурах, предусмотренных указанными нормативными документами, поскольку в порядке закупок товаров, работ и услуг ПАО "Укргаздобыча", утвержденном приказом №139 от 15 марта 2016 года, не нашли своего отображения механизмы, обеспечивающие прозрачность и открытость закупок, предусмотренные законами "Об осуществлении государственных закупок" и "О публичных закупках".
Также в порядке закупок ПАО "Укргаздобыча" отсутствует процедура обжалования результатов конкурса, что критически сужает права участников в сравнении с участниками процедур публичных закупок, ставит под сомнение целесообразность работы конфликтной комиссии в сфере закупок ПАО "Укргаздобыча".
И как итог.
"Ми як працювали, так і будемо тісно та конструктивно працювати з Сумським НВО, будемо надалі примушувати їх покращувати свою продукцію і бути конкурентними за ціною та якістю. Я впевнений, що тільки так українські виробники стануть конкурентоспроможними на міжнародному ринку, а не завдяки тому, що прем'єр-міністр буде втручатися в прозорі відкриті тендери "Укргазвидобування".
Еще раз спасибо за побуждение к улучшениям.
Помимо предметных ответов на наши вопросы, мы все же хотим, чтобы "тесное сотрудничество" и "регулярное общение" перестали быть рядовыми штампами, а материализовались в конкретные проекты, реализация которых позволит нам обеспечить наполнение бюджета, предотвратит отток валютных средств иностранным поставщикам, даст толчок для создания рабочих мест и приблизит нас к энергетической независимости.
Что же касается уже проведенных конкурсов, то для разрешения сложившейся ситуации мы обращались непосредственно к вам, к председателю правления НАК "Нафтогаз України" Коболеву А. В., к первому вице-премьер-министру — министру экономического развития и торговли Кубиву С. И.
Однако конструктивных ответов на наши письма так не получили. Поэтому у нас не было другого пути, как идти дальше и обратиться к премьер-министру с просьбой помочь разобраться с "проЗоРРою" и "відкритою" системой тендерных закупок, проводимых госкомпанией "Укргаздобыча".