Международные кредиторы - не дураки
Политический кризис не имеет отношения к оппозиции, правительству, России, Западу или олигархам. Он возник из центра украинской власти.
Нынешний политический кризис в Украине легко понять. Он был развязан наступлением "Блока Петра Порошенка", желающим получить больший контроль над правительством.
Он начался 3 февраля, когда Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус подал в отставку в знак протеста против Игоря Кононенко, серого кардинала из БПП, и это усугубило несостоятельность вотума недоверия по отношению к правительству премьер-министра Арсения Яценюка 16 февраля.
Ранее успешные министры-реформаторы также подавали в отставку, по-видимому, из-за такого же давления со стороны Кононенко. Единственным сильным министром-реформатором, оставшимся в правительстве, стала глубокоуважаемая Министр финансов Наталья Яресько.
Существовали две очевидные причины для этого наступления. Во-первых, экономическая политика правительства оказалась на удивление эффективной в 2015 году - дефицит бюджета снизился с 10,5% ВВП в 2014 году до 2,3% ВВП в 2015 году, в основном из-за резкого сокращения энергетических субсидий, которые пошли на несколько газовых закупок.
Дефицит счета текущих операций, составляющий 9% ВВП в 2013 году, был ликвидирован. Инфляция быстро падает. Украинская экономика стабилизируется и, похоже, готова к росту. Первый позитивный сигнал - в феврале объем промышленного производства вырос на 7,6% в сравнении с февралем 2015 года.
Другой причиной политического кризиса была слабость "Народного фронта", согласно опросам общественного мнения лидеры "БПП" считали, что они могли бы расширить свой контроль над правительством.
Таким образом, политический кризис не имел никакого отношения к оппозиции, правительству, России, Западу или олигархам. Он возник из центра украинской власти.
Международные кредиторы не дураки. Они задали очевидный вопрос: почему самые эффективные министры-реформаторы вытесняются? До сих пор они не получили каких-либо удовлетворительных ответов.
Международный валютный фонд является движущим международным авторитетом в экономической политике в Украине. МВФ является настолько важным и эффективным, поскольку он выдвигает ряд жестких требований, но при этом предлагает широкие и быстрые кредиты взамен.
Авторитет МВФ усиливается Соединенными Штатами и Европейским союзом, те полны решимости предоставить Украине финансирование. Однако, только в том случае, если Украина выполнит очерченные условия.
То есть, они предоставят финансирование Украине, когда МВФ скажет об этом. Соединенные Штаты готовы предоставить кредит в размере 1 млрд долларов, ЕС готов выделить 650 миллионов евро, а последующие суммы транша МВФ могут достичь 1,7 млрд долларов, таким образом Украина может получить 3,4 млрд долларов.
В случае, если эти кредиты будут выданы в ближайшее время, международные резервы Украины вырастут до 17 млрд долларов. Но МВФ требует либерализации нынешних очень строгих валютных правил, что в свою очередь, дало бы экономике Украины значительный импульс.
Фонд имеет два важнейших условия.
Во-первых, он требует, чтобы бюджет был сбалансирован так, чтобы его можно было финансировать без денежной эмиссии. Яресько полностью удовлетворяет это условие.
Во-вторых, обменный курс должен быть логичным, так чтобы не возник крупный дефицит счета текущих операций, что глава НБУ Валерия Гонтарева также полностью удовлетворяет.
Но МВФ имеет еще два условия. Одно из них подразумевает под собой то, что у Украины должно быть правительство, которое является приверженцем выполнения программы, согласованной с МВФ. Также Фонд хочет видеть, что у Украины есть правительство, которое больше заинтересовано в обогащении украинского народа, а не членов Кабинета министров.
Другим связанным условием является то, что Украина берет на себя серьезные обязательства уменьшить коррупцию в судебной системе, в частности в Генеральной прокуратуре. Международные требования реальных действий по борьбе с коррупцией еще больше обречены из-за публикации панамских архивов, которые были опубликованы 3 апреля.
Многие из условий нелегко будет выполнить, но это не о назначении достойного правительства и генерального прокурора.
Остается открытым вопрос, почему президент и парламент не в состоянии удовлетворить такие элементарные требования в течение двух месяцев. Дальнейшее продление правительственного кризиса увеличивает вероятность досрочных выборов.
В то же время, стоимость гривни в настоящее время в депрессии из-за политической неопределенности. И это не для всех хорошо.
Источник: The Economics of Ukraine’s Political Crisis
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.