Украинская правда

Как открыть окно инвестиций? Изменить корпоративное право

Закон защитит интересы и общества, и миноритариев. В случае смены контроля над обществом участник будет защищен правом требовать выкупа своей доли.

В 2015 году Украина заняла 83 место в рейтинге Doing Business из 189 стран.

Хотя нам удалось за год подняться на четыре позиции, Польша, Венгрия и Румыния значительно опережают нашу страну - 25, 42 и 37 места соответственно.

Одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности Украины станет новое регулирование работы обществ с ограниченной ответственностью.

Этого ждут стратегические инвесторы и инвестиционные фонды, чтобы вернуться в страну.

Кто виноват

Известно, что инвестиционный потенциал Украины особенно высок в двух сферах.

Первая - агросектор, который был и будет нашим национальным богатством.

Вторая - ИТ и телеком, которые позволяют позиционировать Украину как страну с достижениями не только в сырьевых, но и в интеллектуальных отраслях.

Однако на пути к более привлекательной для инвестиций стране зачастую стоит несовершенство законодательной базы.

Одна из ключевых проблем для бизнеса - отсутствие закона о регулировании деятельности обществ с ограниченной ответственностью - ООО.

Статистика показывает, что компаний с такой формой собственности в Украине почти 500 тыс или 43% по сравнению с акционерными обществами, которых около 16 тыс или 1,5%. Как следствие, эта бизнес-единица, являющаяся основной экономики, не функционирует с максимально возможной эффективностью.

Конечно, есть закон 1991 года, который регулирует деятельность хозяйственных обществ, но он устарел и не отвечает потребностям рынка. В первую очередь - потребностям иностранных инвесторов и украинских эффективных бизнесов.

Этот закон не позволяет использовать механизмы, которые давно вошли в международную практику. В Украине инвестор слабо защищен в вопросах корпоративного управления и связанных с этим рисков.

Он не может реализовывать бизнес-решения, используя привычные защитные механизмы, - его могут просто исключить из общества. Этот фактор сдерживает приток инвесторов, или все инвестиции планируются на уровне иностранных юрисдикций с более прогрессивным корпоративным законодательством.

Изменения в регулировании деятельности ООО помогут вернуть в украинскую экономику значительные инвестиции.

Что делать

В Украине никогда не было закона об ООО, все регулировалось пятнадцатью базовыми статьями закона от 1991 года.

Когда в 2008 году был принят специальный закон об акционерных обществах, это был огромный шаг вперед в развитии корпоративного законодательства Украины согласно международным стандартам. Но сделано еще не все, и теперь очередь за прогрессивным регулированием ООО путем принятия специального закона.

Сегодня Минэкономики является драйвером реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности страны.

Во главе с первым заместителем министра Юлией Ковалив рабочая группа юридических экспертов разработала законопроект, который предусматривает усовершенствованное регулирование создания и управления ООО.

 Нажмите для увеличения

Законопроект об ООО повышает привлекательность этой бизнес-единицы, делает ее более удобной для ведения бизнеса. Проект предлагает инструменты защиты прав миноритарных участников и инвесторов без неразумных крайностей.

Документ также решает вопрос негибкости корпоративного управления и предлагает понятные инвестору механизмы. Кроме того, он внедряет лучшие европейские практики и выполняет задачу дерегуляции.

Законопроект, инициаторами которого выступили юристы AEQUO вместе с другими ведущими юридическими фирмами Arzinger и CMS Reich-Rohrwig Hainz, - это ряд действительно необходимых реформ.

Мы как практикующие юристы хорошо понимаем проблемы и потребности бизнеса и всегда ищем пути улучшения регулирования. Вот некоторые из них.

1. Гибкое корпоративное управление и корпоративный договор.

Законопроект предусматривает возможность заключения корпоративного договора - соглашения между участниками ООО - в украинском правовом поле.

Это позволит избежать сложных бизнес-структур с участием иностранных холдингов. Такой договор способствует упрощению бизнес-структур и получению участниками доходов в Украине, что позитивно скажется на украинской экономике.

Кроме того, ряд доселе императивных правил о принятии решений в обществе будет отдан на откуп самим участникам.

2. Защита миноритарных участников.

Существенные сделки и сделки с заинтересованными лицами будут требовать согласования на уровне наблюдательного совета и собрания участников. Аналогичный принцип уже предусмотрен в законе об акционерных обществах.

Этот механизм защитит интересы и общества, и участников, не принимающих активного участия в управлении. В случае смены контроля над обществом миноритарный участник будет защищен правом требовать выкупа своей доли - один из критериев рейтинга Doing Business, который можно повысить.

3. Залог доли: взыскание в автоматическом режиме.

Еще одна новация - усовершенствование процедуры залога доли в уставном капитале и возможность обратить взыскание на нее в автоматическом режиме.

Несмотря на возможность залога доли в теории, на практике это невозможно. Залогодержатель едва ли может реализовать свое право и стать законным зарегистрированным собственником такой доли, если другие участники против. Например, если они попросту не являются на собрание участников.

Это порождает бесконечные судебные процессы и не защищает интересы залогодержателя. Законопроект предлагает урегулировать эту проблему так, чтобы другие участники не могли препятствовать реализации законного права.

Каковы перспективы

Новый закон позволит улучшить инвестиционную привлекательность страны. Рынок пока не активен, хотя первыми и более смелыми выглядят американские фонды, которые уже смотрят на украинские активы.

Это начало хорошей динамики, которая позволит увеличить экономический потенциал Украины и позиционировать ее как страну с новым подходом.

Раньше уже были подобные инициативы, но они не были реализованы. Сейчас же есть не только возможность, но и запрос бизнеса, инвесторов и государства. Поэтому сейчас так важно оперативно создать прогрессивную юридическую основу, которая подтвердит открытость Украины для инвесторов.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
законодательство инвестиции