Залечь на дно, или Почему экономика в 2016 году не выберется из кризиса
Изменение налоговых ставок не принесет бюджету ожидаемого эффекта, поскольку не изменилась идеология налогообложения и администрирования.
Бюджетный процесс в Украине искажен уже долгие годы.
Принятие госбюджета исключительно номинальное, а в главный финансовый документ закладываются не слишком реалистичные индикаторы, в том числе в угоду МВФ, которые затем неоднократно пересматриваются и корректируются.
Попытки прекратить такую абсурдную практику натыкаются на ярое противодействие министерств и ведомств, которые заинтересованы в том, чтобы выторговать себе лакомый кусок финансирования.
Например, при подготовке бюджета на 2016 год впервые была предусмотрена норма, которая устанавливала прямой запрет на изменения в соответствующий законопроект в течение года.
Тем не менее, когда проект бюджета добрался до сессионного зала парламента, эта норма успешно из него исчезла.
Да и в целом государственная смета-2016 пестрит множеством спорных статей.
Например, не совсем понятно, на каком основании столь сильно завышены планы по сборам, сумма которых в 2016 года должна составить 595 млрд грн, что на 15% больше по сравнению с 2015 годом.
Ведь главным аргументом министра финансов Натальи Яресько в пользу роста доходной части бюджета было принятие налоговой реформы. А поскольку она отложена минимум на год, объем поступлений явно завышен.
Впрочем, и с отсрочкой налоговой реформы Кабмин слукавил. "Косметические правки" в НК, которые после долгих баталий стали неким компромиссом между ведомством Яресько и парламентским комитетом налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, оказались более значимыми, чем ожидалось.
Унификация ставки НДФЛ на уровне 18% и снижение базовой ставки ЕСВ до 22%, многократное увеличение ставок акцизов, сужение льгот по НДС для аграриев, ограничение годового оборота для предпринимателей на едином налоге - лишь малая толика новшеств, с которыми плательщикам придется жить в 2016 году.
Проблема в том, что эти изменения не принесут бюджету ожидаемого эффекта, поскольку не изменилась идеология налогообложения и администрирования. Например, как можно рассчитывать на 47 млрд грн поступлений от налога на прибыль, если почти 60% предприятий, работающих в Украине, убыточны.
Это же касается и планов привлечь 171 млрд грн от НДС, новая система администрирования которого подвергается регулярной критике со стороны бизнеса и работает из рук вон плохо, а объемы торговли - и внутренней, и внешней, в том числе из-за потери рынка России - продолжают сокращаться.
Вряд ли оправдаются и надежды на детенизацию зарплат. Это ударит по Пенсионному фонду, на дотирование которого в 2016 году и так запланировано почти 145 млрд грн.
Снижение ставки ЕСВ, безусловно, важный шаг. Однако нужно учитывать, что общая нагрузка на зарплату по-прежнему высока и достигает 38%. Это несоизмеримо выше, чем в Австралии, Канаде, Швейцарии, Южной Корее, Грузии.
Реальных стимулов у работодателей "светить" свои доходы пока нет. Значит, поступления от НДФЛ и ЕСВ будут ниже, чем предусмотрено в бюджете.
Есть риски недобора платежей по акцизам и пошлинам, хотя возросшие на 50-300% ставки, например, на алкогольную продукцию и табак, дадут временный рост поступлений. Однако удорожание импорта и низкая платежеспособность населения способны легко нивелировать эффект от увеличения акцизов.
Все это грозит тем, что фискальные органы будут действовать по старинке, обеспечивая сборы привычными методами: регуляторным давлением, проверками и судами. Хотя до конца 2016 года действует мораторий на проверки бизнеса, он не распространяется на плановые визиты ревизоров.
К тому же, у проверяющих есть полное право контролировать налогоплательщиков за предыдущие периоды, к примеру, за 2013-2014 годы.
Так что ГФС получает карт-бланш на выжимание денег. Налоговики этим правом будут всячески пользоваться, поскольку налогов собрать за 2016 год нужно без малого 495 млрд грн, а это на 21% больше, чем в 2015 году.
Вопрос лишь в том, как это отразится на депрессивной украинской экономике. По крайней мере, очень сомнительно, что оптимистичным ожиданиям украинского правительства и многих экспертов на 2016 год суждено сбыться.
Дело даже не в том, что прогноз роста ВВП на 2% в 2016 году, мягко говоря, приукрашен. В Мировом банке уже пересмотрели свои ожидания и озвучили новую цифру: экономика Украины в 2016 году вырастет не более чем на 1%.
Усиление фискального давления приведет к куда более худшим последствиям, нежели отсутствие желаемого роста ВВП или недобор доходов бюджета. Результатом станет дальнейшее падение объемов инвестиций, ухудшение торговых отношений с партнерами и бегство бизнеса из Украины.
Причем если в прошлые годы отток бизнес-активов наблюдался в основном среди крупных финансово-промышленных групп, то теперь мы рискуем потерять средний и малый бизнес, что нанесет экономике значительно больший урон.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.