Как Украине заскочить в "золотой миллиард"
Изменить систему государственной коррупции невозможно, пока первое лицо не начнет наводить порядок. Петр Порошенко показал: когда он хочет, то может.
Конечно, те, для кого этот текст и мои советы не нужны, уже там. Но почему бы не попробовать всей страной?
Можно ли извлечь выгоду из очередной волны мирового кризиса? Легко!
Хотелось бы, конечно, подвести оптимистичные итоги года прошедшего и дать прогнозы на 2016 год согласно варианту №1 прикрепленной картинки.
Но пока, особенно на фоне надвигающейся мировой экономической бури, наши перспективы еще больше мрачнеют. Выживает сильнейший, а ничего стратегически переломного в Украине не делается.
Конечно, всех нас тешат нефтяные котировки. Но никакое падение цен на нефть не спасет нашу экономику, хотя и порадует надеждой, что Россия от нас наконец-то отцепится и прекратит финансировать оккупацию и сепаратизм. И не будет больше отмазки у правителей не делать реформы, оправдываясь войной.
Понимаю, что когда хочется всего и сразу, то получается ничего и постепенно.
Что мы имеем? Высокие налоги вкупе с раздутыми госрасходами, почти везде катастрофически устаревшую и слабую производственную базу, вымытую "оборотку" и отсутствие денег на развитие у отечественных предпринимателей и в целом у страны в сочетании с немыслимо дорогими банковскими кредитами.
Что есть, то есть, само собой это не рассосется.
Нужно несколько эффективных шагов, чтобы начать выход из тупика. Пока есть потенциал в виде производственных традиций в машиностроении, легпроме и агросекторе, пока "рабочие руки" не избалованы большими зарплатами ЕС. Мало того, уже в Китае средние зарплаты раза в два выше наших.
1. Считаю главным постановку задачи государством стать первой страной в мире по темпам роста экономики. Это абсолютно реально, если выработать для Украины стратегию производственного офшора на границе Евросоюза, ориентированного как на внешний, так и на внутренний рынки.
Для этого потребуются:
- самая низкая в регионе совокупная налоговая нагрузка на бизнес (принять за основу закон 3357, но в идеале в будущем уменьшить налоги до "все по 10"),
- упрощение администрирования налогов и снижение количества регуляторов, которые имеют право проверять и "кошмарить" бизнесы, с 70 до приблизительно 5,
- упрощение бизнес-климата, привлечение компаний из других стран региона.
Это могут быть не только европейские компании или реинвестиция "сбежавших" украинских денег. Очень актуально было бы поймать тренд и затащить к нам адекватных русских бизнесменов, которые все больше думают о выводе капитала из России по понятным причинам. Приведу пример.
Знаю абсолютно точно, что многие россияне на всякий случай хотят получить украинский паспорт. В Киеве такая услуга стоит 20 тыс долл, в Харькове - "всего" 15 тыс долл, и эти деньги идут "решалам", а не в бюджет.
Так почему бы не "демпингнуть" страны Балтии или восточноевропейцев? Почему бы при инвестиции, допустим, от 100 тыс долл в создание производства или 150 тыс долл в покупку недвижимости не предоставлять вид на жительство?
Сделать это нужно прозрачно и с пользой для экономики. В Южной Америке так сделал Парагвай. Основные налоги (на доходы и НДС) - по 10% плюс налоговые каникулы, и туда перебежало множество бразильских и других инвесторов. Все это реально. Приведу цитату из статьи Владислава Жуковского (Москва).
"Главная черта кризиса - тотальный погром среднего класса. Население пущено под нож. Сначала с овец стригли шерсть, потом стали снимать кожу, потом - отрезать куски мяса, скоро доберутся до жил, а потом кости пустят на муку. Кризис будет затяжным, ждем падения уровня жизни большинства".
Все это, увы, мы наблюдаем и в Украине. По данным ООН за чертой бедности у нас уже 80% населения. По стандартам ООН черта бедности - это когда человек в день тратит до 5 долл. Привет, Африка! Почему я уверен, что темпы роста в Украине могут быть ошеломляющими? Хорошая стартовая позиция!
2. Ревизия госрасходов и уменьшение бюджетных трат приблизительно на 40%, которые или разворовываются, или идут на усложнение жизни предпринимателям и гражданам. Об этом много написано, не буду повторяться.
3. Изменение государственной структуры управления под лозунгом "Меньше государства, больше рынка!". Во всем!
Государство ничем принципиально не отличается от корпорации.
Представим крупную фирму с огромным бюджетом и раздутыми затратами, со структурой управления, усложненной ненужными промежуточными звеньями, с размытой ответственностью.
Если там зарплаты маленькие и не привязанные к конечному результату, то работать там будут или неуспешные "долбодятлы", или жулики, или жулики-"долбодятлы". И фирма обанкротится.
Дело не в коррупции отдельных чиновников или силовиков, а в том, что структурно Украина вместе с Россией и многими постсоветскими странами - как динозавры среди млекопитающих.
Придумайте бизнес-план и попробуйте купить землю, защитить свою собственность, согласовать проект во всех немыслимых инстанциях, получить и подвести технические условия, получить ордер на строительство, ввести объект в эксплуатацию, зарегистрировать его в БТИ.
Вас ждут бег по кругу и бесконечные дублирующие друг друга департаменты, комиссии, комитеты, управления, фонды и всевозможные "госкомхренпоймешь". Бывает, что и хочется кого-то коррумпировать, но и это не помогает!
Чудес не бывает, лишнее нужно беспощадно рубить, невзирая на ломку кормушек по партийным или кумовским квотам. Систему управления корпорацией необходимо упростить, 80% выгнать, приблизительно 5% показательно судить, а 15% оставшихся чиновников существенно поднять зарплаты и гарантии.
На контроль поставить результат и персональную эффективность. Все это не в один день, но день за днем делать надо.
Уповать можно только на руководителя корпорации Украина.
Изменение системы государственной коррупции невозможно, пока первое лицо не начнет наводить порядок. Тут мы сталкиваемся с вопиюще неэффективной системой устройства государства, когда есть две враждующие ветки власти и нет ответственного, а вместо политики реформ есть политика частного бизнеса.
Однако что есть, то есть, и Петр Порошенко показал: когда он хочет, то может продавить сверху любой вопрос. Потому вся ответственность, как и в любой корпорации, - на ее руководителе, коим является президент.
Его задача - создать такие условия, чтобы поднималось производство, и экономика начала накачиваться деньгами. Деньгами инвесторов, а не исключительно кредитами МВФ.
Нельзя надеяться, что отменят пошлины - и наша продукция потечет в Европу. Российский же рынок закрывается. Потому нужны нестандартные шаги, а не те, которые под видом реформ предлагает Минфин.
Как наглядно убеждает картинка, нужно каждый день из 365 делать серьезнейшие усилия и перенимать опыт стран, которые быстро сделали невероятный прорыв.
Активному гражданскому обществу - не тратить силы на обсуждение цен на нефть, а пропагандировать конкретные шаги, дающие шанс не только выжить Украине, но и уверенно развиваться, невзирая на мировые катаклизмы.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.