Шанс "Укрпочты"
О корпоратизации "Укрпочты" говорят давно, но давайте наконец сделаем это. Пусть те, кто могут платить, платят, а кто не может - получает субсидию, как в ЖКХ.
На волне попыток государства провести прозрачные конкурсы на должности глав госпредприятий и разговоров о корпоратизации неэффективных унитарных предприятий на задний план в медиа отошли аналогичные процессы, связанные с почтовым "монстром" Украины - "Укрпочтой".
Лично я с большим интересом наблюдаю за "Укрпочтой" и жду обещанного на ноябрь 2015 года начала корпоратизации.
Одна из основных проблем этого предприятия - непробиваемый "культурный" барьер и сопротивление любым изменениям. Однако "Укрпочта" имеет все шансы превратиться из дотационного госпредприятия в прибыльного и конкурентоспособного игрока рынка.
Считаю, что это реально сделать за 10-15 лет, руководствуясь примерами национальных почтовых операторов Италии, Германии, Беларуси.
Некоторые говорят, что у почты как таковой нет будущего. Категорически не согласен. Сам факт появления частных почтовых операторов и их успех иллюстрирует, что почта - не вчерашний день.
Так можно сказать исключительно о письмах между физлицами - им как раз на замену пришли e-мейлы, смс и другие современные средства коммуникации. Однако письма, отправляемые предприятиями, останутся хорошим источником бизнеса для почты. Посылки, е-commerce открыли для почты новые горизонты.
Так что же делать, чтобы у "Укрпочты" появилось светлое будущее? Признать проблемы и начать их решать. Вот проблемы и пути решения, которые я вижу.
1. Самое наболевшее для пользователей "Укрпочты" - качество обслуживания. Клиенты жалуются, а в ответ слышат: "Не хотите - не приходите".
Корни такого непрофессионального обслуживания - отсутствие мотивации работников всех уровней и советский подход к кадровой политике.
На "Укрпочте" необходимо внедрить грейдинговую систему оплаты труда. Это повысит эффективность работы сотрудников и привлечет квалифицированных специалистов - от почтальона до менеджеров среднего и высшего звена.
На почту не должны приходить работать люди, чтобы пересидеть смену и получить зарплату. Они должны быть заинтересованы в продаже услуг почты и знать, что их зарплата зависит от качества и количества выполненной работы.
В конце концов, 70% затрат "Укрпочты" - затраты на персонал. Поэтому глобальные изменения в кадровой политике должны быть в списке приоритетов грамотного и ответственного будущего главы "Укрпочты". Почтовое отделение должно стать местом, где зарабатываются деньги и предприятием, и персоналом.
2. Еще одно больное место "Укрпочты" - состояние ее материально-технической базы. Устаревшее оборудование, изношенный на 70-80% автопарк и подходы к технологическим вопросам по принципу "делаем, как нам удобно".
Например, сэкономили на покупке автомобилей в этом году, а если завтра машины не поедут? Даже самый компетентный и замотивированный водитель не сможет доставить почту на транспорте, который не заводится. Быстрое обслуживание невозможно на оборудовании из прошлого века.
3. "Укрпочта" откровенно игнорирует интересы корпоративного сектора, а ведь именно банки, коллекторы и интернет-магазины обеспечивают 95% отправлений в письмах и посылках. Услуга попросту не "заточена" под их потребности.
Почта вроде бы может предоставлять услугу директ-мейлинга (адресной рассылки), но качество услуги такое, что отталкивает потенциальных клиентов.
Почтовый тариф - только часть затрат клиента. Есть еще изготовление писем и посылок, оборотный капитал, замороженный в медленно идущих посылках, незаработанная прибыль в утерянной и опоздавшей корреспонденции.
Из этого складывается низкая конверсия у клиента. Как следствие, он бежит от почты, как черт от ладана!
Огромная филиальная сеть "Укрпочты" - ее плюс, но отсутствие качественной доставки - минус, который ничем не перекроешь. Это направление необходимо активно развивать и привлекать, в первую очередь, корпоративных клиентов. Тогда и прибыль появится, и возможность инвестировать в само предприятие.
Любой, кто осознанно идет на ключевые должности в "Укрпочте", должен понимать, что стандартный чиновничий подход "пересидеть в тепле и поживиться тем, что плохо лежит", здесь работать не может.
Ключевая задача для государства и заходящего, по сути, кризис-менеджера - максимально быстро использовать мировые практики и постараться сделать из "Укрпочты" аналог Swiss Post, Deutsche Post DHL, La Poste, Poste Italiane или еще лучше. Все эти операторы - успешные примеры мощного кризис-менеджмента.
Deutsche Post в этом смысле - особенно показательная история.
Компания была одним из первых европейских почтовых сервисов, трансформированным из государственной неэффективной организации, полностью субсидируемой правительством, в полунезависимую высокоэффективную корпорацию с множеством частных акционеров.
Треть акций DP принадлежит государственному немецкому банку развития KfW, а основная часть - свободно торгуется на бирже.
После покупки глобального сервиса экспресс-доставки DHL и успешного развития ряда своих логистических бизнесов за пределами Германии DP стала крупнейшей логистической компанией мира. Что мешает нам пройти такой же путь?
О корпоратизации "Укрпочты" говорят давно, но давайте наконец сделаем это. Признаем, что государственная монополия не может быть эффективной ни для государства, ни для рынка, ни для клиентов. Нужно взять лучшее, что есть у "Укрпочты", например, ее сеть, и добавить технологии и современные подходы.
Монополия убивает качество и стремление к изменениям. На рынке услуг монополии быть не должно. Давайте корпоратизировать, давайте работать с крупными сегментами B2C, адекватно подходить к политике тарифообразования.
Пусть те, кто могут платить за услуги их экономически обоснованную стоимость, платят, а кто не может - получает адресную субсидию, как в ЖКХ. Закрытие глаз на происходящее в "Укрпочте" дорого обойдется стране и потребителю. Почта должна меняться, консервация советских принципов ее погубит.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.