НБУ зашел в Union Standard безосновательно
До введения в банк куратора, мы развивались, внедряли инновационные продукты и сервисы. У банка никогда не было, и нет проблем с финансовым состоянием.
5 октября директор Департамента банковского надзора НБУ Екатерина Рожкова в колонке для ЭП написала о том, что регулятор принял решение о выведении с рынка Union Standard Bank из-за мошеннических действий со стороны менеджмента финучреждения.
Юнион Стандарт Банк подготовил ответное заявление управляющего директора Фридрих Поллака.
По состоянию на 9 октября работа банка парализована из-за решения НБУ о признании банка проблемным с формулировкой "из-за увеличения рисков информационной безопасности".
Как известно, 25 сентября в банк ввели куратора.
Были выдвинуты условия, при которых ни один банк не сможет функционировать - запрет на работу с физическими лицами. То есть банк вынуждали открыто заявить, что мы не можем привлекать вклады и открывать счета, что вызвало бы панику и резкий отток вкладов населения и средств со счетов юридических лиц.
Уже на момент выхода постановления о вводе куратора мы устранили более 70% замечаний, выставленных НБУ, и отправили отчет об их исправлении. Несмотря на это, через 7 дней, а именно 2 октября, в банк была введена временная администрация.
Примечательно, что ни комплексная проверка банка, ни куратор не уделили внимание изначальной причине признания банка проблемным – якобы "рискам информационной безопасности".
Согласно претензиям регулятора, изложенным в Постановлении Правления НБУ №665 от 2 октября 2015 года, банк обвинялся в непрозрачности структуры собственности.
Мы же со своей стороны предприняли все возможные действия, чтобы выполнить новые требования банковского законодательства и сделать структуру собственности банка более прозрачной и понятной для регулятора.
В 2015 году банк трижды предоставлял регулятору исчерпывающую информацию о своих собственниках. НБУ не счел предоставленную информацию об акционерах банка полной, и своим письмом потребовал привести структуру собственности в соответствие с законодательством.
Не дожидаясь установленных законом сроков для устранения нарушений, НБУ отнес банк к категории неплатежеспособных.
Для поиска решения, банки и их собственники получают, по крайней мере, 9 месяцев с момента получения письма о непрозрачности. В конце июля 15 банков получили такие письма, в том числе Юнион Стандарт. Претензии регулятора у этой группы банков могли бы начаться не ранее весны следующего года.
Еще одним мотивом для ликвидации банка директор Департамента банковского надзора НБУ Екатерина Рожкова назвала жалобу Министерства энергетики Грузии на невыполнение гарантии на 1 млн долларов, предоставленной Strait Oil and Gas.
Но Юнион Стандард Банк не выпускал эту гарантию. Более того, мы сами уведомили НБУ о подозрительной операции, осуществленной через систему SWIFT под логином и паролем бывшей сотрудницы банка.
Кроме того, никаких документарных подтверждений данной операции грузинская сторона не предоставила, а компания Strait Oil and Gas никогда не являлась клиентом банка.
Сразу же после получения первых требований банком было проведено внутреннее расследование, внешняя экспертиза, и все результаты представлены в органы внутренних дел. Следствие еще не закончено.
Мы не считаем обоснованными претензии Национального банка, которые были положены в основу его решения о признании Юнион Стандард Банка неплатежеспособным. Мы подали иск в суд.
Тем не менее, мы готовы к диалогу с регулятором для определения путей выхода из сложившейся ситуации и восстановления нормальной операционной деятельности банка.
Бизнес-модель Юнион Стандард ориентирована на получение доходов от клиентских операций: чем больше клиенты производят безналичных транзакций посредством своих счетов и карт, тем больше банк зарабатывает.
Это новая для украинского рынка банковская модель, отличающаяся от традиционной кредитно-депозитной. Мы добились того, что 87% операций по картам были расчетами в точках продаж, при том, что в среднем по банковской системе в Украине они составляют максимум 25-30%.
Мощная команда банковских разработчиков за краткий срок создала на базе небольшого финансового учреждения современную высокотехнологичную IT-платформу, позволяющую предоставить клиентам современный сервис за счет дистанционных каналов — за этим будущее украинского банкинга. Это направление бизнеса сейчас активно осваивают западные финансисты. Фактически, мы в первую очередь IT компания, и уже во вторую - банк.
До введения в банк куратора, мы развивались, внедряли инновационные продукты и сервисы. У банка никогда не было, и нет проблем с финансовым состоянием.
В 2013 году банк купил лицензию у непроблемного банка, что позволило избежать финансовых трудностей, которые возникли у большинства банков.
Банк выполняет экономические нормативы, располагает достаточным капиталом, является одним из немногих прибыльных успешных финансовых учреждений на украинском банковском рынке; своевременно и на высоком технологическом современном уровне проводит все клиентские операции.
Только за последний год по рейтингу Financial CLUB Юнион Стандард банк занял 35 место в рейтинге "Топ 50 ведущих банков Украины", стал одним из победителей в номинациях "Классический депозит" и "Обслуживание физических лиц в отделении".
Решение НБУ об отнесении ПАО "ЮСБ Банк" к категории неплатежеспособных необоснованным считает и рейтинговое агентство "IBI-Rating".
Проведенный агентством анализ финансового состояния банка свидетельствует о достаточной капитализации. Показатели ликвидности находились на достаточном уровне. Банк вовремя и в полном объёме выполняло свои обязательства перед кредиторами.
Со своей стороны, акционеры и менеджмент приложат все усилия для снятия ограничений, введенных в отношении Юнион Стандард Банка Национальным банком.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.