На какие дороги пойдут заграничные кредиты

Среда, 19 августа 2015, 08:04
На 29 км дороги “Укравтодор” потратит 1,6 млрд грн, а на ямочный ремонт и содержание 170 тыс км дорог в 2015 году - 1,7 млрд грн.
Андрей Мартенс, эксперт общественной инициативы "Реанимационный пакет реформ"


Инновации в действии

Чрезмерная закредитованность "Укравтодора" - весомая финансовая проблема дорожной отрасли Украины.

Из-за нее большая часть бюджетных средств в 2014-2015 годах тратится не на ремонт дорог, а на выплату долгов по займам.

Ссылаясь на эту проблему, Кабмин, Мининфраструктуры и "Укравтодор" уже больше года не ремонтируют дороги даже в минимальном объеме.

С другой стороны, экономическая ситуация в Украине только ухудшается.

Государство едва выполняет обязательства по внешним кредитам, дефолт стучится в дверь, а "Укравтодор" продолжает брать кредиты и реализовывать инфраструктурные проекты, которые были запланированы задолго до кризиса правительством "папередников".

Какие же проекты реализует Украина за средства Европейского банка реконструкции и развития и Мирового банка, предоставленные под госгарантии?

Соответствуют ли они экономическим обстоятельствам? Прозрачно ли "Укравтодор" использует эти деньги? Какая эффективность их использования?

Хочется найти ответы на эти вопросы и понять действия центральных органов исполнительной власти по реализации дорожных инфраструктурных проектов.

В чем предложение? Прежде всего, хотелось бы рассмотреть деятельность правительства и "Укравтодора" по эффективности расходования средств на общие с МФО инфраструктурные проекты.

Последние полтора года были сопряжены с экономическим кризисом, войной, преддефолтным состоянием, а Кабмин берет в долг и реконструирует дороги на подходах к Киеву и 85 км участка дороги Киев-Харьков от Лубнов до Полтавы.

К тому же, у нас низкая эффективность использования кредитов МФО на инфраструктурные проекты. В общем кредитном портфеле "Укравтодора" доля таких средств составляет 52%, а за них восстановлено только 18% из 8,1 тыс км дорог общего пользования в течение последнего десятилетия.

 Фото rbc.ua

История вопроса

По данным "Укравтодора", в начале 2015 года кредитный портфель Госагентства автомобильных дорог Украины составлял 43 млрд грн.

"Большая часть этих средств - кредиты МФО, заимствованные на выгодных условиях в 2000-2012 годах на восстановление нескольких дорог, которые совпадают с транснациональными коридорами", - сообщает "Укравтодор".

За их счет было профинансировано и продолжает финансироваться целый ряд совместных с МФО инфраструктурных проектов.

1. Три проекта Европейского банка реконструкции и развития с Европейским инвестиционным банком, в ходе которых был проведен капитальный ремонт автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп.

2. Первый и второй проекты улучшения дорог и безопасности движения, инициированные Международным банком реконструкции и развития, в рамках которых проведен капитальный ремонт участка дороги М-03 Киев-Харьков-Довжанский от Борисполя до Лубнов, идут работы на участке Лубны-Полтава.

 Фото УП

3. Совместный проект ЕБРР и ЕИБ "Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к Киеву".

В его рамках будет проведена реконструкция части дорог М-01 Киев-Чернигов, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп, М-07 Киев-Ковель, Н-01 Киев-Знаменка и Р-02 Киев-Иванков, а также продлен проект по содержанию участка автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп и ее эксплуатацию по конечному результату.

"За последние десять лет Госагентству автомобильных дорог Украины удалось построить и реконструировать более 1,1 тыс км и восстановить путем проведения капитального и текущего ремонта почти 7 тыс км автомобильных дорог общего пользования государственного и местного значения", - утверждает "Укравтодор".

Всего за 15 лет реализации совместных с МФО проектов удалось капитально отремонтировать и частично реконструировать почти 1,5 тыс км или 18% дорог с 8,1 тыс км, что восстанавливались за последнее десятилетие за кредиты.

Это дороги Киев-Чоп - 1 тыс км, Киев-Харьков на участке Киев-Лубны и частично Лубны-Полтава - 300 км. Ремонтировались места ДТП - 50-60 км.

Объем привлечения кредитов МФО за последние два-три года составлял в среднем 2 млрд грн в год. В 2013 году - 2,5 млрд грн, в 2014 году - 1,5 млрд грн. В 2015 году запланировано 4,7 млрд грн, исходя из закона о бюджете на 2015 год. За первое полугодие 2015 года привлечено лишь около 10% этой суммы.

 Фото УП 

Текущая ситуация

Уже второй год в Украине идет АТО, углубляется экономический кризис и надвигается дефолт, а "Укравтодор" продолжает наращивать кредитные обязательства государства, реализуя инфраструктурные проекты.

Государство живет по программам развития прошлого. Власть даже не задумывается, отвечают ли они текущей экономической ситуации в стране.

Пока большинство дорог остается даже без ямочного ремонта из-за нехватки бюджетных средств, идет закапывание кредитных денег в считанные десятки  километров дорог преимущественно на подходах к Киеву.

В рамках проекта ЕБРР и ЕИБ в конце 2014 года запущен капитальный ремонт участка дороги Н-01 Киев-Знаменка на отрезке Киев-Обухов. Длина участка - 29 км, стоимость работ - 1,6 млрд грн.

Для справки: бюджетные ассигнования на ямочный ремонт и эксплуатационное содержание 170 тыс км дорог общего пользования в 2015 году составляют около 1,7 млрд грн. Примерно такими же являются и другие проекты этого контракта.

"В условиях дефицита средств наиболее эффективным считается текущий средний ремонт. Он позволяет избавиться основных дефектов покрытия на длительный период. Учитывая изношенное состояние дорожной сети целесообразно ремонтировать таким образом хотя бы 10 тыс км в год, что требует ежегодного финансирования отрасли на уровне 100 млрд грн".

 Фото rbc.ua 

Так утверждает глава "Укравтодора" и в то же время продолжает проводить тендеры и тратить средства на реконструкцию нескольких дорог возле Киева.

Возможно, это не такая большая проблема с точки зрения правительства и "Укравтодора", но больше половины кредитных обязательств дорожной отрасли Украины - 52% - приходится именно на займы МФО.

За эти средства за 15 лет сделано около 1,5 тыс км капремонта и реконструкции. В среднем 100 км в год при потребности 10 тыс км в год. Сколько времени понадобится на ремонт хотя бы магистральных, национальных и региональных дорог государственного значения протяженностью 30 тыс км?

Хотелось бы посоветовать правительству и Минуинфраструктуры пересмотреть программы расходования кредитов МФО на реконструкцию и ремонт дорог, сделать информацию о таких проектах более доступной.

Необходимо профессионально проанализировать общие с МФО проекты и внести изменения в программы дальнейшего привлечения и расходования кредитов. Также следует разработать стратегию развития дорог в соответствии с текущими обстоятельствами, стратегией развития страны и евроинтеграционными планами.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.