Украинская правда

Зачем Гослекслужбе независимость от Минздрава

Инициативы чиновников относительно обособленности Гослекслужбы, известной масштабными коррупционными злоупотреблениями, вызывают обеспокоенность.

12 мая 2015 года на правительственном портале было опубликовано постановление Кабмина №257 об утверждении новой редакции положения о Министерстве здравоохранения, принятое 25 марта 2015 года.

Проект положения, несмотря на декларируемую министерством прозрачность и открытость, на открытое общественное обсуждение не выносился.

О принятии документа общественность узнала почти два месяца спустя.

Постановление должно вступить в силу после опубликования в официальных печатных изданиях.

Однако не только процедура принятия положения, но и его содержание вызывают сомнения в следовании Минздравом декларируемым принципам прозрачности и предсказуемости правового регулирования.

Заложенные в акте нормы наводят на мысль о возврате министерства к недавней инициативе, взбудоражившей все фармацевтическое и медицинское сообщество.

Речь идет о попытке создать "регуляторного монстра" в лице Государственной службы Украины по лекарственным средствам, о чем писали профильные СМИ, говорили бизнес-ассоциации и эксперты.

Инициатива закрепить за Гослекслужбой не только функции лицензирования, сертификации, контроля качества лекарств, но и их регистрацию, принадлежит Инне Демченко - бывшему заместителю главы Гослекслужбы Алексея Соловьева. Сейчас лекарства регистрируют Минздрав и Государственный экспертный центр.

Эта инициатива появилась на сайте Гослекслужбы во время выполнения Демченко обязанностей уволенного Соловьева.

Однако вскоре после ее отстранения Министерство здравоохранения уже в новом составе решило поддержать предложенную инициативу и опубликовало на своем сайте соответствующий проект закона с тем же обоснованием.

В ответ представители бизнеса и фармацевтического сообщества раскритиковали проект. По их мнению, концентрация всех регуляторных функций в руках одного органа несет в себе угрозу масштабных злоупотреблений Гослекслужбы и создает широкие возможности для коррупционных нарушений.

После шквала критики и открытого письма фармацевтического сообщества в адрес президента вопрос о внедрении инициативы завис в воздухе. Ответа от Минздрава не последовало, однако теперь мы наблюдаем попытку вывести Гослекслужбу из-под контроля министерства другим методом.

Министр здравоохранения Александр Квиташвили (в центре). Фото lvivpost.net

Из обновленной редакции положения о Министерстве  здравоохранения исчезла норма о полномочии министра поручать руководителям центральных органов исполнительной власти, в числе которых Гослекслужба, отменять акты их территориальных органов, а в случае отказа руководителей выполнять такое поручение - право министра самостоятельно отменять такие акты.

Министру оставлено лишь право инициировать перед Кабмином вопрос об отмене актов центральных органов исполнительной власти. Иными словами, Минздрав лишается одной из возможностей координировать работу Гослекслужбы посредством контроля над правоприменительной деятельностью ведомства.

Описанная новация является следующим шагом по выведению Гослекслужбы из сферы влияния Минздрава. Первой такой инициативой, которая провалилась, было переподчинение Гослекслужбы Кабинету министров.

Подобные инициативы относительно обособленности Гослекслужбы и постепенной потери контроля над ведомством, известным своими масштабными коррупционными злоупотреблениями, вызывают обоснованные вопросы.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
лекарства Минздрав