Сколько газодобывающие компании платят в бюджет
С основным аргументом в пользу повышения рентных платежей спорить сложно: Украина не может отдавать свои недра за бесценок.
Нефте- и газодобывающая промышленность - одна из самых чувствительных отраслей экономики, с которой всегда были связаны острые дискуссии.
Одна из них разворачивается вокруг поднятия ставок рентных платежей.
Американская торговая палата в Украине последовательно выступает за их снижение для газодобывающих компаний, что вызывает горячие споры.
С основным аргументом в пользу повышения платежей спорить сложно: Украина не может отдавать свои недра за бесценок.
Стоит, однако, отметить, что стороны, поддерживающие увеличение налогообложения добывающих компаний, часто руководствуются ложным представлением о том, сколько эти компании отчисляют в госбюджет.
В результате Украина рискует потерять не только потенциальные, но и существующие иностранные инвестиции в добывающую промышленность. А это ставит под угрозу вопрос энергетической независимости.
Спекуляций на тему сверх-прибыльности добывающей отрасли можно было бы избежать, если бы в Украине действовал принцип открытости информации.
Эта идея поддерживается многими игроками энергетического рынка в форме Инициативы прозрачности добывающих отраслей - Extraсtive Industries Transparency Initiative, EITI, которую внедряют 48 стран мира.
EITI хоть и называется инициативой, но по своей сущности она является независимым международным стандартом, который предусматривает регулярную публикацию данных о платежах за использование природных ресурсов, осуществляемых добывающими компаниями в пользу государства.
Согласно требованию стандарта, госорганы тоже должны раскрывать данные, какие платежи от компаний поступают на национальном или региональном уровнях.
По мнению многих экспертов, работающих с Американской торговой палатой, открытая информация о выплате сборов, среди прочего, позволит объективно оценивать оправданность того или иного размера платежей за пользование недрами.
Украина начала присоединяться к инициативе в 2009 году. Для ее продвижения было приложено много усилий. Создана группа заинтересованных сторон, велась работа по созданию и административному обеспечению секретариата, зарегистрирован законопроект, который обеспечит выполнение обязательств в рамках инициативы.
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты об усилении прозрачности добывающих отраслей" предусматривает внесение изменений в Кодекс о недрах и закон "О нефти и газе".
Фото naftogaz.com |
Цель акта - законодательно закрепить обязательство компаний и фискальных органов публиковать данные о финансовых результатах добывающей отрасли. Эксперты Американской торговой палаты считают эту законодательную инициативу прогрессивным шагом и возлагают на нее большие надежды.
Доходы от эксплуатации национальных природных ресурсов должны способствовать развитию украинского общества. Принцип максимальной прозрачности, который может быть установлен в случае принятия законопроекта, является важным шагом к уменьшению коррупционных рисков и борьбе с теневыми схемами.
Согласно исследованиям National Resource Government Institute, прозрачность добывающей отрасли способна уменьшить стоимость суверенных займов, а значит, положительно влиять на кредитный рейтинг страны.
Представители бизнес-сообщества, которых объединяет Американская торговая палата, также однозначно высказываются в поддержку введения стандарта EITI.
Международные добывающие компании готовы раскрыть информацию о хозяйственной деятельности, чтобы установить более доверительные отношения между бизнесом и властью, а также привлечь иностранных инвесторов.
Для многих компаний законодательное закрепление инициативы является инструментом повышения доверия международных партнеров к украинскому рынку.
Внедрение международного стандарта прозрачности добывающей отрасли - это не только мощный инструмент повышения инвестиционной привлекательности страны, но и существенный вклад в развитие отечественного рынка нефти и газа, а значит - еще один шаг к энергетической независимости.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.