МОЗ: бег по кругу?
Результатом реформ рискуют стать в лучшем случае косметические изменения, а в худшем - жизнь и здоровье населения будут поставлены под угрозу.
С приходом нового руководства в Министерстве здравоохранения активизировались инициативы по реформированию отрасли.
Декларируя благие намерения, чиновники ведомства с азартом взялись за дело.
В частности, за льготное обеспечение лекарствами, государственные закупки, ценообразование.
Однако подход, который при этом использует министерство, вызывает у участников рынка, организаций пациентов и экспертов отрасли недоумение.
Ожидалось, что министерство представит общественности концепцию реформ, из которой будет понятно, что и в какие сроки предлагается реформировать без ущерба для беспрерывности госзакупок и лекарственного обеспечения в стране.
Однако никакого цельного видения реформ до сих пор не представлено.
Вместо этого появились проекты актов, отличающиеся непродуманностью, поверхностностью, бессистемностью, а иногда и некорректностью. В итоге, результатом реформы рискуют стать в лучшем случае косметические изменения, а в худшем - жизнь и здоровье населения будут поставлены под угрозу.
Долго запрягали
У всех на слуху принятые летом 2014 года изменения в закон "О лекарственных средствах". Они предусматривали отмену повторной регистрации лекарств и вводили упрощенные требования к регистрации препаратов для лечения некоторых заболеваний, которые прошли регистрацию в США и странах ЕС.
Для реализации этой нормы МОЗ в течение месяца должно было разработать и подать на утверждение Кабмина изменения в постановление №376, после чего привести в соответствие собственный приказ по данному вопросу. Об этом, кстати, не раз просили в своих письмах профильные ассоциации.
Под ликующим заголовком "МОЗ инициирует упрощение регистрации лекарственных средств" только в середине марта 2015 года, то есть спустя семь месяцев, появилась новость об утверждении изменений на заседании Кабмина.
Как же, наверное, удивились авторы изменений в закон, когда они ознакомились с изменениями в постановление Кабмина. Оказалось, что упрощенной регистрации подлежали не только категории препаратов, предусмотренные законом, но и все оригинальные препараты, зарегистрированные ЕМА.
Вопрос: как редакция постановления Кабмина, не соответствующая закону, прошла все согласования, была утверждена правительством и вступила в силу?
Глава МОЗ Александр Квиташвили. Фото kmu.gov.ua |
Лакомый кусочек
Не менее рьяно новая команда взялась за сферу госзакупок лекарств.
Министерство успело рубануть с плеча по коррупционной гидре и ликвидировать один из ключевых элементов непрозрачной схемы отбора лекарств, подлежащих государственным закупкам по государственным целевым программам и комплексным мерам программного характера, - номенклатурные комиссии.
Министерство заявляет, что на месте номенклатурных комиссий планируется создать единую экспертно-техническую группу. Однако четкая стратегия реформирования системы госзаказа отсутствует.
В этой связи возникает ряд вопросов. Какие критерии и процедура отбора членов экспертно-технической группы? Какие критерии и процедура отбора препаратов для госзакупок? Будут ли устранены коррупционные факторы, созданные за время существований номенклатурных комиссий?
Кроме того, ликвидируя номенклатурные комиссии, министерство забыло о другом потенциально коррупционном образовании - постоянных рабочих группах, которые формируют технические требования к предмету закупок.
Процедура отбора членов таких групп и механизм их работы позволят функционировать коррупционным схемам в министерстве даже при условии реформирования номенклатурных комиссий.
Еще одна сомнительная инициатива - проект постановления Кабмина "О порядке обеспечения в 2015 году отдельных групп населения лекарствами, подлежащими компенсации стоимости за счет бюджетных средств". Проект содержит положения, которые не соответствуют его смыслу.
Например, прочитав формулировку "Группы населения, при амбулаторном лечении которых лекарства по рецептам врачей отпускаются с оплатой 100 процентов их стоимости", понимаешь, что вряд ли пациенты дождутся надлежащего лечения с такой нормативной базой.
Фото rbc.ua |
Кроме того, не ясно соотношение проекта с аналогичным постановлением Кабмина №1303 от 17 августа 1998 года.
Ряд заболеваний, по которым предполагается компенсация, как и группы населения, в них совпадают. При этом фактически постановление №1303 не выполняется из-за нехватки бюджетных средств. Это дает основания считать, что и новое постановление также рискует остаться на бумаге.
Чем лечить
Минздрав также инициировал обсуждение нового единого Национального перечня лекарственных средств, который коренным образом меняет ситуацию с государственным регулированием цен на лекарства.
Предполагается отменить существующие перечни лекарственных средств, закупаемых за средства бюджетов или цены на которые подлежат государственному регулированию, и утвердить абсолютно новый перечень.
Чиновники министерства предложили проект отдельного нормативно-правового акта, который регулирует лишь фрагмент системы.
Участники заседания экспертной группы настаивали на необходимости доработки единого перечня. Однако руководство ведомства не услышало озабоченности участников рынка и экспертов, а поспешило отрапортовать, что было достигнуто общее понимание по всем предложениям Минздрава.
На самом же деле существенные риски такого поспешного шага как внедрение нового непродуманного перечня лекарств может привести к катастрофическим последствиям: невозможности обеспечить пациентов лечением, гарантированным государством, по утвержденным национальным программам.
Малейшая некомпетентность в таком исключительно важном вопросе влечет за собой смертельные последствия в буквальном смысле слова.
Вместо заключения
7 апреля 2015 года, когда состоялось очередное заседание рабочей группы МОЗ, участникам предложили придумать, какими нормативно-правовыми актами следует заняться на следующем заседании.
Опасение вызывает не чрезмерная активность чиновников и даже не отсутствие формального статуса указанной рабочей группы. Мы поддерживаем любые инициативы Минздрава, продиктованные желанием уйти от старых схем и методов, упростить доступ препаратов на рынок.
Настораживает то, что после полугода работы над стратегиями развития и реформирования системы здравоохранения никакого комплексного видения с конкретной дорожной картой так и не было представлено, а стиль работы по изменению регулирования отличается фрагментарностью и непродуманностью.
Никакие инициативы не могут быть эффективными без комплексного стратегического видения проблем и предварительной разработки концепции реформ с привлечением бизнеса, экспертов и организаций пациентов.
Пока же инициативы ведомства не проверяются на соответствие общей стратегии реформ. Чиновники предлагают вносить изменения бессистемно, ссылаясь на сжатые сроки для их обсуждения и разработки. До боли знакомый подход из нашего недавнего прошлого, не так ли?
Соавтор текста - Леонид Чернявский, юрист АО "Арцингер"
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.