Налоговой реформой опять занялись чиновники
Налоговой реформой занялись не только налоговики, а и чиновники Минфина - ведомства, которое заинтересовано собрать максимум денег в бюджет. Вряд ли новые "реформы" изменят тренд по выжиманию налогов из экономики и людей.
31 марта Минфин восторженно отчитался о проведении "первого заседания Рабочей группы по налогообложению Национального совета реформ".
Мол, в соответствии с указом президента №614 от 23 июля 2014 года создан Национальный совет реформ.
Его целью определено стратегическое планирование, согласование позиций по внедрению в Украине единой государственной политики реформ и их реализации.
Национальным советом определен перечень ключевых реформ и созданы соответствующие рабочие группы.
Много слов непонятно о чем, но явно о чем-то хорошем. О 138095-й налоговой реформе в Украине. Непостижимо честной. Наконец-то правильной - как и все предыдущие. Первой социалистической, в результате которой налоговая наконец-то протянет бизнесу руку, а не что-то другое.
Национальный совет назначил ответственным за проведение налоговой реформы Минфин. По информации ЭП, это было сделано на заседании, прошедшем 17 февраля.
Минфин наконец-то получил налоговую и таможню в прямое подчинение и теперь пытается выстроить вертикаль принятия решений.
Однако дальше начинаются странности. Приведем три важных момента, которые бросаются в глаза.
Момент первый. По сообщению пресс-службы Минфина, рабочую группу по налоговым реформам возглавила министр финансов Наталья Яресько. Ее заместителями назначены замминистра Елена Макеева и председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров.
Однако ни в сообщении, ни вообще на официальном сайте Минфина не упомянуто, в соответствии с каким документом это было сделано.
Также непонятно, почему за налоговые реформы должны отвечать исключительно чиновники. Судя по опыту предыдущих 138094-х реформ, когда налоговики реформируют сами себя, заканчивается это плохо.
Даже во времена Виктора Януковича, когда писался Налоговый кодекс 2010 года, к руководству рабочими группами привлекались и научные работники, и эксперты, и представители бизнес-организаций.
Странно выборочное определение вождей - далеко не все.
Момент второй. Как выяснилось, ни на сайте Минфина, ни в других информационных источниках не указан состав членов рабочей группы. Более того, неизвестен принцип отбора участников.
Сообщение лишь проиллюстрировано смазанной фотографией, по которой можно определить, что в заседании участвовало полтора десятка людей.
Источник minfin.kmu.gov.ua. Нажмите для увеличения |
В том числе - три руководителя Минфина, упомянутый в тексте экс-министр Словакии Иван Миклош, советник посольства США по вопросам налогообложения Роберт Конрад, народный депутат Александр Кирш и неизвестное количество неизвестных представителей МВФ.
Наконец, момент третий. В сообщении Минфина говорится, что "интересы бизнеса, власти и правительства (именно так: отдельно власти, отдельно правительства. - ЭП) сбалансированы представителями профильных министерств, депутатов ведущих фракций и международных бизнес-ассоциаций".
Однако даже из приведенных цитат очевидно, что "сбалансированы" интересы странным образом.
Во-первых, кроме двух представителей Минфина, в руководстве группы присутствует еще некое число других представителей министерств.
Во-вторых, депутаты также явно представлены не в количестве одного человека.
В-третьих, прямо указано, что со стороны бизнеса присутствуют представители только международных бизнес-ассоциаций. Представителей отечественного бизнеса по непонятным причинам решили не приглашать. Они что, прокаженные?
Кулуарный, непрозрачный отбор кандидатов в рабочую группу привел к тому, что группа оказалась под полным контролем чиновников, удобных для Яресько и Макеевой.
Значит, именно чиновники будут определять не только направления, но и все тонкости реформ без какого-либо их согласования с гражданским обществом и отечественными бизнес-организациями.
В 2014 году мы уже наблюдали практику проведения "налоговых реформ" под знаменем Минфина без каких-либо советов с налогоплательщиками. Тогда их курировал замминистра Денис Фудашкин. Теперь эстафетную палочку перехватывает пришедшая на его место Елена Макеева.
Елена Макеева. Фото ap-center.com |
Не в последнюю очередь в результате таких "налоговых реформ" Украина имеет:
- разваливающуюся на глазах экономику с почти полностью деградировавшими отраслями с высоким уровнем добавленной стоимости;
- сокращение рабочих мест во всех без исключения сегментах экономики;
- массовый уход бизнеса в "тень";
- стремительное сокращение покупательской способности населения.
Стоит напомнить, что за последний год все фискальные "реформы" свелись к повышению нагрузки на легальный бизнес и широкие слои населения на счет:
- введения военного сбора - 1,5% - с любых доходов физических лиц;
- введения налогообложения пассивных доходов физических лиц, в том числе процентов по депозитам, на уровне 15% (17%);
- введения импортного сбора - 5-10% с таможенной стоимости импортируемого товара;
- поднятия ставок налогов и сборов: акцизов почти на все виды подакцизных товаров в 1,25, 2 и более раз, сбора за пользование радиочастотным ресурсом в два раза, ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в два-восемь раз;
- введения налогообложения лекарств, детских подгузников и т. п.
Подытожим. К чему ведет тот факт, что налоговой реформой продолжили заниматься чиновники? Да не просто налоговики, а еще и чиновники Минфина - ведомства, которое традиционно заинтересовано только в одном: собрать как можно больше денег в бюджет.
Наталья Яресько. Фото kmu.gov.ua |
Оглядываясь назад, есть все основания предполагать: новые "реформы" никак не изменят тренд по выжиманию налогов из отечественной экономики и широких слоев населения.
Уверенности добавляет тот факт, что практически в половине описанных выше варварских решений уже успела принять участие нынешняя министр финансов.
P.S. По неофициальным каналам "Экономической правде" все же удалось раздобыть "секретный" список членов рабочей группы.
Как и предполагалось, "баланс" в нем оказался очень своеобразным. Из 19 членов группы 11 прямо представляют власть (5 чиновников и 6 народных депутатов).
Также присутствует четыре международных эксперта и два представителя международных бизнес-организаций (правда, представляющий ЕВА Владимир Котенко уже давно, еще со времен Александра Клименко, работает консультантом при ГФС и уже может считаться "получиновником").
От научной среды приглашен лишь один представитель.
Еще один человек, Валерий Пекарь, вроде представляет интересы отечественных бизнес-объединений, но учитывая, что он является соучредителем пропрезидентского проекта "Гражданская платформа "Нова країна", назвать его представителем бизнеса можно очень условно.
По сути, ни отечественный бизнес, ни отечественное экспертное сообщество в рабочей группе вообще никак не представлено.
Собеседник в Минфине заверил ЭП, что этот список не является окончательным. Он изменится в зависимости от того, кто реально войдет в финальный вариант группы, и будет обнародован.
ЧИНОВНИКИ:
Наталья Яресько, министр финансов
Елена Макеева, заместитель министра финансов
? - Министерство экономического развития и торговли
Михаил Мокляк, Государственная фискальная служба
Неля Привалова, директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы
ДЕПУТАТЫ:
Роман Насиров, председатель налогового комитета
Нина Южанина, Блок Петра Порошенко
Александр Кирш, "Народный фронт"
Андрей Журжий, объединение "Самопомощь"
? - Блок Юлии Тимошенко
Андрей Артеменко (или Олег Токарь), Радикальная партия Олега Ляшко
ПРЕДСТАВИТЕЛИ АССОЦИАЦИЙ:
Валерий Пекарь, вице-президент УСПП, ВГП "Нова країна"
Владимир Котенко, ЕВА
Татьяна Прокопчук, АСС
УЧЕНЫЕ:
Оксана Андрощук (KBS)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ:
Иван Миклош, международный эксперт, советник министра финансов
Дайв Харнетт, международный эксперт, советник МВФ
Роб Конрад, международный эксперт
Christophe Waerzeggers, международный эксперт, МВФ
Фото на главной: Наталья Яресько. Фото kmu.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.