Бюджет ограничивает независимость Нацбанка
Спасение госпредприятий за счет кредитования государственными банками, которые будут профинансированы НБУ, мягко говоря, сомнительно.
В проекте бюджета-2015 предусмотрен перечень мероприятий, которые будут финансироваться за счет покупки госдолга НБУ, то есть денежной эмиссией.
Такая навязанная центробанку деятельность серьезно ограничивает его основную функцию - поддержание внутренней и внешней стабильности гривны.
Статья 16 бюджета предлагает выделение до 36,5 млрд грн для покупки в госсобственность акций банков, статья 17 - до 20 млрд грн Фонду гарантирования вкладов, статья 18 - неопределенную сумму госдолга на акции госкомпаний в энергетическом секторе, статья 19 - до 31,5 млрд грн для "Нафтогаза".
Учитывая сложную экономическую ситуацию, правительству, может, необходимо протянуть руку помощи для решения временных проблем потенциально прибыльных предприятий. Аналогичную политику применяли развитые страны в периоды кризисов, в том числе - во время Великой рецессии 2007-2009 годов.
Однако такая поддержка осуществляется за счет общества, которое пользуется деньгами центробанка через высокий уровень инфляции и ослабление валюты.
Более того, иногда компании, которым предоставляется такая поддержка, перебывают в хроническом дефиците и, таким образом, оказывают постоянную, а не временную нагрузку на бюджет.
Следовательно, необходимо выделять средства только в том случае, если альтернативный вариант является более дорогостоящим для общества.
Чтобы выяснить, что это именно тот случай, общественность должна получить доступ к подробным финансовым отчетам предприятий, нуждающимся в финансовой помощи. Например, покупка акций банка, возможно, поспособствует росту капитала государственных банков.
В то же время Кабмин может оказывать давление на эти банки в плане предоставления кредитов не на основе экономических, а политических факторов, или в случаях кланового капитализма, когда стоящие у власти олигархи обслуживаются в преференциальном режиме.
Глава правительства Арсений Яценюк. Фото kmu.gov.ua |
3 декабря 2014 года Кабинет выдал распоряжение "О мерах по стабилизации ПАО "Одесский припортовый завод". Согласно документу государственный Ощадбанк предоставит кредит в размере 5 млрд грн Одесскому припортовому заводу для расчетов по договору купли-продажи газа с "Нафтогазом".
Еще не ясно, достаточно ли имеется обеспечения для покрытия кредита, потому что первоначальная продажа 5% акций завода имеет начальную цену лишь 39 млн грн, составляя его полную исходную цену в сумме 780 млн грн.
Скорее всего, рыночная цена намного выше. Ранее были озвучены оценки, что приватизация завода может принести до 1 млрд долл. Тем не менее, спасение госпредприятия за счет кредитования государственными банками, которые будут профинансированы НБУ, мягко говоря, сомнительно.
Другой пример - "Нафтогаз". Компания даже сейчас не обнародовала аудит своих балансов за последние несколько лет и не предоставила четкой информации об уровне цен на газ для обеспечения ее устойчивости и безубыточности.
По моему мнению, необходимо ввести определенные правила для ограничения практики принудительной покупки государственного долга со стороны НБУ.
В бюджете необходимо предоставлять не только показатели традиционного, но и "широкого" дефицитов, как это делает МВФ. Эти данные включают в себя операционные дефициты госкомпаний, включая "Нафтогаз".
Все бюджетные статьи расходов должны иметь четко определенные показатели, верхние пределы - в отличие от статьи 18 госбюджета на 2015 год.
Глава НБУ Валерия Гонтарева. Фото focus.ua |
Деньги должны выделяться для финансирования только фактического и незапланированного дефицита государственных компаний, за исключением выплаты долгов, которые возможно запланировать заранее.
Все компании и учреждения, на которые распределяются государственные долги, должны предоставлять свои подробные балансы, чтобы показать реальные финансовые потребности и запланированные меры по уменьшению дефицита.
Все компании, профинансированные за счет государственных долгов, должны обнародовать все свои сделки свыше определенного лимита, скажем, 10 млн грн, для улучшения общественного контроля.
В этом случае нет необходимости принимать во внимание раскрытие коммерческой тайны, потому что в конечном счете все государственные компании принадлежат общественности.
Необходимо перечислить другие варианты финансирования, такие как продажа активов, внешнее финансирование, и только если они являются неприемлемыми или недоступными, происходит финансирование за счет государственного долга.
Часть госдолга, скажем, 10%, выданная компании, перед тем как продать его НБУ, должна быть выставлена на продажу на вторичном рынке, а центральный банк должен покупать долг по рыночной, а не номинальной цене.
Александр Жолудь, VoxUkraine.org
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.